Россия вступила в эру электронных грузоперевозок. Что готовят законодатели и как реагировать бизнесу

Законодательство о документообороте в грузоперевозках обнулилось? Можно и так сказать. 21 декабря 2020 года было подписано и опубликовано Постановление Правительства России № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации» (далее — ПП 2200). Какие перемены произошли, к чему готовиться транспортной отрасли и не только, какие роли появились в Приложении № 4 — расскажу далее.

Ключевые изменения

1. Самое важное — теперь официально закреплены три вида документа:

  • электронная транспортная накладная (далее — ЭТрН);
  • электронный заказ-наряд;
  • электронная сопроводительная ведомость.

Текущее законодательство не запрещает и сейчас использовать их в цифровом виде, но потенциальным пользователям ЭТрН порой не хватало в Постановлении Правительства № 272 именно этих формулировок.

2. Несмотря на то, что в ПП 2200 перечислены новые виды документации, изменения, касающиеся электронных перевозочных документов и их проверки ГИБДД, вступят в силу только с 1 января 2022 года. Да, уже сейчас многие используют ТрН в электронном виде, и это законно. Появление уточнения «электронный» в нормативных правовых актах — значит лишь то, что массовый переход и передача данных в Минтранс и ФНС будут осуществлены именно с 2022 года.

3. Новая форма Приложения № 4. Привычная транспортная накладная приобрела немного иной вид. Добавились участники, дополнительные подписи и разделы.

Если первые изменения в целом понятны, то с формой и порядком заполнения возникает множество вопросов. Подробнее об этом — ниже.

Чтение «по ролям»

В новой форме появилось несколько новых ролей.

«Клиент»: он обязателен?

Раздел 1а заполняется в зависимости от потребности клиента, заказавшего перевозку груза, чтобы ускорить подтверждение затрат. В текущей форме подпись клиента в данном разделе необязательна.

Указание реквизитов продавца или покупателя вместе со сведениями о товаросопроводительных документах в 4 (и 3) разделах ТрН не всегда можно заменить данными клиента. Отмечу, что информация о товаросопроводительных документах сейчас дублируется в 3 и 4 разделах. Есть предположение, что этот недочет будет исправлен.

Грузоотправитель может указать свои реквизиты также в разделе «Клиент», даже если он не привлекает экспедитора, а напрямую нанимает транспортное средство для перевозки груза.

«Экспедитор»: как работать с новой ролью

Пожалуй, это одна из самых неоднозначных ролей. Мнения по поводу ее появления разнятся. Однако добавление этой роли не должно отразиться на порядке работы с ЭТрН.

Ранее я разбирала проблемы и потребности экспедиторов в своих статьях:

В случае привлечения экспедитора к перевозке или к организации перевозки его необходимо отметить в ТрН.

Если нанимаются посредники, тогда ТрН заключается только между фактическим перевозчиком и последним экспедитором. Между остальными участниками цепочки оформляются экспедиторские документы, что не противоречит текущему законодательству в сфере экспедиторских перевозок.

Вопросы по заполнению документа в случае перевозки сборных грузов и привлечения цепочки экспедиторов пока остаются открытыми.

«Перевозчик»: что изменилось

Согласно ПП 2200 в разделе 10 могут быть указаны реквизиты только фактического перевозчика, то есть организации, которая является законным владельцем транспортного средства, указанного в ТрН, и непосредственно водитель, который выполняет перевозку. Конечно, это было и прежде, но благодаря использованию новой формы из практики должны исчезнуть схемы, при которых клиент, нанявший экспедитора, является в ТрН грузоотправителем.

Как правило, при таких схемах грузоотправитель не заключал договор перевозки напрямую с перевозчиком, передавая всю бумажную волокиту экспедитору, и тогда:

  • данные последнего вообще не указывались в ТрН;
  • экспедитор выступал в роли перевозчика, хотя фактически им не являлся;
  • добавляли дополнительные поля в ТрН для обозначения организатора перевозки (к слову, такими схемами пользуются многие экспедиторы по согласованию с ФНС).

Подробнее об этих и других вариантах также можно почитать в моих статьях, указанных выше.

«Лицо, от которого забирается груз»: он же ответственный за погрузку

Эта роль напрашивалась давно. Почему? Даже по той причине, что многие компании хранят свою продукцию на складах логистических компаний. Ответственность за укомплектовку и упаковку юридически ложилась на плечи грузоотправителя. Именно он ставил свою подпись в разделе 6, соглашаясь с тем, что груз отпущен, хотя физически груз собирался не его руками, за него это делал сторонний склад. Таким образом, подпись лица, от которого забирается груз, является обязательной, а вот подпись грузоотправителя остается опциональной.

Сколько экземпляров ТрН теперь создавать?

Вопрос очень интересный. Глава 2, пункт 10, абзац 2 Постановления 2200 говорят о том, что:

«Транспортная накладная составляется на бумажном носителе в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика или формируется в виде электронной транспортной накладной».

Пока не совсем ясно, достаточно ли будет 3-х бумажных экземпляров с учетом добавления новых ролей клиента и экспедитора, а также лица, от которого забирается груз. Видится, что количество ТрН должно быть равно числу участников, причастных к перевозке.

Разве транспортная накладная уже не первичка?

«Стоимость услуг перевозчика» — пока необязательный раздел. Однако при условии заполнения всех полей и сумм в нем, а также при подписании ответственными за первичные документы ТрН приобретет статус первичного учетного документа. То есть других подтверждений легальности перевозки при сдаче отчетности в ФНС не потребуется.

Налоговики, конечно, примут документы, в которых эти поля не заполнены, но чтобы доказать правомерность доставки товаров, как и прежде, будет необходим ряд дополнительных подтверждающих документов.

Немного выводов

Итак, мы с вами разобрали основные изменения Постановления Правительства 2200 и новые роли в форме Приложения № 4. Всё станет более понятно тогда, когда появятся разъяснения от ФНС или Минтранса по заполнению и регламенту работы с документом.

Несмотря на то что рынок замер в ожидании, самое время начать действовать. Компаниям пора описывать процессы для того, чтобы подстроиться под новую форму и роли. Формат рано или поздно появится.

И конечно, 1 января 2022 года не за горами. Мы все помним, как начиналась история с обязательной маркировкой, когда рынок был вынужден в срочном порядке перестраивать процессы для работы с маркированными товарами и оперативно передавать информацию о их движении в систему Честный ЗНАК. К слову, из-за неготовности участников рынка сроки сдвигали уже как минимум 3 раза, а как известно, время — деньги.

Автор: Алиса Муратова, руководитель проектов развития бизнеса Synerdocs

Источник: Synerdocs

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости