Управление воздушным движением с участием дронов: старт системного проекта

Оператор управления воздушным движением анализирует цифровую карту с маршрутами дронов и самолётов в системе планирования ЕС ОрВД

До 2027 года в России будет создана цифровая платформа для совместного управления полётами пилотируемой и беспилотной авиации. Проект финансируется на сумму более 10 млрд рублей. Как пишут «Ведомости», это один из ключевых этапов трансформации воздушной логистики в стране.

Новый этап регулирования неба: зачем это нужно рынку

Росавиация согласовала финансирование первого этапа создания Единой цифровой платформы для организации воздушного движения (ЕС ОрВД), интегрированной как с пилотируемыми, так и с беспилотными воздушными системами. Бюджет на 2025–2027 годы составит около 10,4 млрд рублей, что почти втрое превышает ранее заявленные в нацпроекте цифры.

Проект реализуется в рамках федеральной программы «Развитие инфраструктуры БАС», его цель — обеспечить безопасное, автоматизированное и бесконфликтное планирование маршрутов дронов и самолётов в общем воздушном пространстве.

«Мы говорим не о локальной IT-системе, а о платформе федерального масштаба, которая должна объединить разрозненные базы данных, регламенты и сервисы в единую экосистему», — поясняет Антон Блик, директор компании «Беспилотный флот».

Кто участвует и как будет устроена система

Координатором проекта выступает ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» — единая структура по аэронавигационному обслуживанию в РФ. Генеральным подрядчиком станет АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», контракт с которым планируется заключить до конца III квартала 2025 года.

Основой ЕС ОрВД станет ЕИС ПИВП — Единая интегрированная система планирования использования воздушного пространства. В её задачи входит:

  • объединение баз данных пилотируемой и беспилотной авиации,

  • маршрутизация и предотвращение конфликтов,

  • обеспечение информационной безопасности и резервирования,

  • интеграция с существующими системами ОрВД.

Реализация проекта разделена на два этапа:

Этап Период Основные задачи
I этап 2025–2027 Разработка и пилотное внедрение ЕИС ПИВП
II этап 2028–2030 Масштабирование на регионы, подключение новых сервисов

Региональная инфраструктура и стоимость внедрения

Согласно открытым данным о госзакупках, уже в восьми регионах РФ развёртываются элементы экосистемы контроля за БПЛА. Общая сумма контрактов — 642 млн рублей, а генподрядчик по всем лотам — тот же «Алмаз-Антей».

«Развитие региональной инфраструктуры — капиталоёмкий процесс, включающий закупку сенсоров, серверов, строительство сетей связи и дата-центров», — отмечает Иосиф Нургалиев, директор компании «Сеть свободного сотрудничества».

По его оценкам, в рамках бюджета ЕИС ПИВП на первом этапе до 30–40% средств может уйти именно на инфраструктурную часть. А при масштабировании проекта на всю страну затраты возрастут кратно.

Что думает рынок: вызовы и возможности

Ключевые участники рынка отмечают две главные сложности:

  1. Технологическая интеграция — объединение разнородных протоколов, баз и стандартов.

  2. Безопасность — обеспечение отказоустойчивости и защита от внешних угроз.

Тем не менее, финансирование на уровне 10,4 млрд рублей считается реалистичным для задач проектирования, тестирования и начального развертывания платформы. Впрочем, эксперты уверены — к 2027 году потребуется дополнительное финансирование с учётом темпов роста сектора беспилотной авиации и усложнения требований к управлению воздушным пространством.

«Главный вызов — не в программировании, а в архитектуре. Это интеграционный проект, требующий высокого уровня доверия и устойчивости», — подчёркивает Нургалиев.

Почему это важно для логистики и бизнеса

Появление единой цифровой системы управления воздушным движением открывает возможности для расширения коммерческого использования дронов:

  • доставка срочных и медицинских грузов,

  • аэрофотосъёмка и мониторинг,

  • обслуживание удалённых объектов без участия пилота.

В условиях географической протяжённости России и острого дефицита пилотируемых рейсов в ряде регионов, развитие беспилотной логистики — стратегически важный элемент модернизации инфраструктуры.

Рынок на пороге трансформации

Создание ЕИС ПИВП — не просто ИТ-проект, а задел на системную перестройку всей архитектуры воздушной логистики в России. Поддержка со стороны государства и вовлечение крупнейших игроков вроде «Алмаз-Антея» свидетельствуют о серьёзности намерений.

Но успех будет зависеть от двух факторов:

  1. Технической зрелости решений — насколько надёжно система справится с возросшими нагрузками и интеграцией.

  2. Правового и регуляторного сопровождения — создание сквозных норм и стандартов, охватывающих как гражданскую, так и коммерческую авиацию.

В ближайшие два года станут понятны реальные масштабы и темпы трансформации. А для компаний, работающих с воздушной логистикой, 2025–2027 годы — шанс занять новую нишу в стремительно формирующемся рынке беспилотных решений.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости