
В последнее время на рынке транспортных услуг наблюдается приток новых предпринимателей. Однако многие из них не понимают рисков и нюансов организации грузоперевозок. В итоге некоторым перевозчикам приходится закрывать бизнес в первый год работы. Что нужно понимать, выходя на рынок, рассказывают Фарид Джафаров, аналитик по безопасности, и Юрий Павлюченко, главный юрист «Биржи грузоперевозок ATI.SU».
Новички рынка часто действуют интуитивно, что в результате приводит к финансовым потерям. Например, могут вызывать сложности самые базовые вопросы: с какого момента начинается простой, как корректно взаимодействовать с различными системами налогообложения, как правильно оформлять первичную документацию, необходимо ли выписывать доверенности водителям, что делать в случае перегруза автомобиля, как составлять досудебные претензии и многое другое.
Где брать базовые знания
С развитием технологий традиционные методы работы быстро устаревают — и это характерно для всех отраслей в целом и для сферы грузоперевозок в частности. При этом начинающие предприниматели чаще всего опираются на рекомендации более опытных коллег, хотя советы уже могут быть не очень актуальными.
Важно понимать, какие именно законы регулируют деятельность в сфере грузоперевозок и как правильно составлять различные документы. Например, мало кто с ходу может сказать, какая глава Гражданского кодекса Российской Федерации регулирует грузоперевозки и что там написано. Редко кто понимает нюансы оказания услуг, зафиксированные в 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта». Ознакомиться с нормативными актами и скачать актуальные шаблоны документов можно в специальной подборке «Биржи грузоперевозок ATI.SU».
О том, как вести бизнес, можно также узнавать из других источников — от профессиональных сообществ или на образовательных курсах от компаний. Так, профессиональные сообщества можно найти в интернете. Например, включиться в живое общение с коллегами по рынку можно на форумах ATI.SU.
Базовые знания о работе в сфере грузоперевозок можно получить из статей, на бесплатных курсах по функционалу и на платных курсах по юридической грамотности от Академии ATI.SU.
Какими сервисами пользоваться
Начинающие предприниматели часто не уделяют должного внимания проверке надежности своих контрагентов — им важно набрать грузы, чтобы закрепиться на рынке. Такой подход может привести к финансовым потерям, так как достаточно высока вероятность столкнуться с неплательщиками. Причем, сегодня даже надежные грузоотправители могут страдать от дефицита оборотных средств и сильно задерживать оплаты. В этом случае, чтобы не остаться без денег за рейс, перевозчик может, например, воспользоваться сервисом «Гарантия оплаты перевозки ATI.SU».
Существует ряд инструментов, которые помогают проверить потенциальных партнеров. Например, на ATI.SU можно посмотреть рейтинги грузоотправителей и экспедиторских компаний, оценить их репутацию, основанную на реальных рекомендациях и претензиях.
В 2025 году «Биржа грузоперевозок ATI.SU» делает упор на развитии дополнительных инструментов безопасности. Например, уже внедрена функция «Подтверждение контакта» через ID банков, мобильных операторов, квалифицированной электронной подписи физлица — это позволяет идентифицировать физических лиц и сотрудников организаций.
Также эксперты Биржи проверяют уже зарегистрированных пользователей, выявляя среди них потенциально опасных контрагентов. Все эти сведения отражаются в «Паспорте участника ATI.SU» и «Рейтинге участников ATI.SU».
Есть ряд дополнительных онлайн-сервисов, с помощью которых можно проверить подлинность документов своих контрагентов или надежность транспортных средств. Например:
- ФССП — проверка долгов и исполнительных производств;
- Госуслуги — проверка паспорта и водительского удостоверения;
- ГИБДД — проверка VIN-номера машины и штрафов;
- ФНС «Знай своего клиента» — быстрый скоринг организации;
- «Прозрачный бизнес» от ФНС — проверка информации о налогоплательщике.
Эти, а также другие инструменты, например, от «Биржи грузоперевозок ATI.SU»: «Светофор +» и «Безлимитная проверка контрагентов», могут значительно облегчить задачу выбора надежного партнера.
Зачем нужна юридическая грамотность
Начинающие бизнесмены в области грузоперевозок часто выполняют несколько ролей одновременно: бухгалтера, финансиста, логиста и юриста. Но охватить все эти аспекты одновременно невозможно, поэтому разумнее обращаться за помощью к специалистам. Иногда грамотный совет юриста может сэкономить значительно больше, чем затраты на его поддержку.
Например, проблемы возникают на этапе погрузки, когда груз не соответствует заявленным характеристикам, или маршрут меняется во время перевозки, что приводит к задержкам. Судя по профессиональным форумам грузоперевозчиков, во взаимодействии с крупными торговыми сетями и маркетплейсами могут возникать дополнительные сложности, например, отсутствие необходимой документации.
Разгрузка также считается непростым процессом с множеством нюансов. В отличие от погрузки, когда перевозчик может отказаться от груза, на этапе разгрузки это сделать невозможно, особенно если речь идет о скоропортящихся продуктах. Часто возникают ситуации, когда перевозчик не может выгрузить груз и продолжить движение к следующему пункту. Это приводит к стрессам и экономическим потерям.
Еще одной проблемой являются штрафы и перегрузы. Грузоперевозчики нередко интересуются, что делать в случае перегруза и кто будет отвечать за возможные санкции. Не все понимают, как важно составлять документы, фиксирующие состояние груза в момент погрузки.
Отдельно стоит отметить утрату груза — в этом случае особенно необходимо понимать правильную последовательность действий.
В целом, при возникновении любых форс-мажорных ситуаций, важно не поддаваться давлению со стороны грузоотправителей и отстаивать свои интересы — ведь отвечает за груз, находящийся в машине, перевозчик. Для этого, по возможности, стоит привлекать квалифицированных юристов.
Также многое зависит и от главного бухгалтера, поэтому на критически важные позиции нужно подбирать проверенных в деле специалистов.
Повреждение груза
Проблема, которая может сильно ударить по бизнесу грузоперевозчика, — это повреждение груза. Чтобы обезопасить себя от несправедливых обвинений, важно четко следовать правилам. Основное — при перевозке любого груза необходимо иметь соответствующие сопроводительные документы: обычно это товарная накладная и иные документы, в том числе разрешительные.
На этапе погрузки важно:
- Проконтролировать вес груза. Перевозчик должен по данным, указанным в договоре, по маркировке и по иным документам проверить вес груза, чтобы не допустить перегрузки транспортного средства. При подозрении, что вес груза больше, чем указано в договоре, нужно попросить грузоотправителя взвесить его. А в случае отказа — поставить отметку об этом в транспортной накладной.
- При погрузке давать указания грузоотправителю по размещению груза в кузове автомобиля с целью не допустить превышения нагрузки по осям.
- Проверить маркировку и упаковку груза. Каждое грузовое место должно иметь маркировку. В случае, если на грузе отсутствует маркировка, предоставить время грузоотправителю для маркировки, а в случае отказа — отказаться от перевозки.
- Визуально проверить упаковку груза. Если возникают сомнения в том, что груз упакован надлежащим образом, нужно попросить грузоотправителя упаковать груз в соответствии с требованиями правил перевозки грузов (ППГ). В случае отказа — также внести пометку об этом в транспортную накладную. А в случае, если из внешнего осмотра упаковки можно сделать вывод о том, что в процессе перевозки груз может быть поврежден, а грузоотправитель отказывается от устранения замечаний, связанных с упаковкой, отказаться от перевозки и составить акт.
- При наличии любых замечаний, связанных с погрузкой, обязательно внести их в транспортную накладную.
- Транспортную накладную подписывать только после того, как груз полностью погружен и готов к перевозке, т. к. с момента подписания всю ответственность за груз несет перевозчик, независимо от того, закончена погрузка или нет.
Если замечаний много и их невозможно вписать в специальную графу в транспортной накладной, то нужно указать, что полный текст замечаний составлен на отдельном листе и приложен к ней.
Если грузополучатель высказывает претензии по факту недостачи или повреждения груза, обязательно нужно участвовать в составлении акта и указать все свои возражения. В случае возникновения спора с грузополучателем по факту стоимости повреждения груза имеет смысл обратиться к юристу.
Если груз поврежден на 100% по вине перевозчика и его невозможно использовать по назначению, то перевозчику придется компенсировать размер ущерба. Но после этого ему обязаны отдать этот испорченный груз в полное распоряжение.
Когда груз доставлен и выгружен, нужно внимательно оформить все документы, в т. ч. проверить наличие подписи грузополучателя о получении груза.
*****
Таким образом, перевозчикам следует быть готовыми к непредвиденным ситуациям на любом этапе перевозки и при необходимости иметь на связи юриста для консультаций или хотя бы самостоятельно изучить информацию из платных курсов по юридической грамотности, например, они есть в Академии ATI.SU. Так 25 сентября стартует юридический курс «Право руля».
Важно подготовиться к перевозке — проверить контрагента и зафиксировать отклонения от правил на этапе погрузки. Полезно иметь под рукой план действий на случай различных проблем, а также необходимые бланки и образцы документов для оперативного решения возникших вопросов.