Главными целями развития транспортной системы на Дальнем Востоке, определенными «Транспортной стратегией Российской Федерации», являются обеспечение внешнеторговых связей России в Азии и интеграция с транспортными системами стран АТР.
Этапы «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» предполагают дальнейшее наращивание транзитного потенциала России за счет оптимизации и упрощения порядка совершения таможенных операций при перемещении товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
Так, с 2013 года в морском порту Восточный проводится эксперимент по сокращению времени нахождения товаров в морском порту, в позитивных результатах которого заинтересованы представители транспортной технологической цепочки, участвующие в обработке ввозимых грузов.
В ходе данного эксперимента апробирована и успешно практикуется перевалка ввезенных иностранных товаров в контейнерах, следующих транзитом железнодорожным транспортом через территорию Российской Федерации в адрес получателей, находящихся за рубежом, по принципу «борт судна – железнодорожная платформа».
Указанный порядок обработки товаров внедрен в порту Восточный в июле прошлого года и требует заблаговременного предоставления заинтересованным лицом предварительной информации в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза морским транспортом, а также оперативного, эффективного и слаженного взаимодействия экспедиторов, терминального комплекса морского порта Восточный ООО «Восточная Стивидорная Компания», ДВЖД филиала ОАО «Российские железные дороги» и таможенных органов.
Привлекательность такого способа обработки контейнеров заключается, прежде всего, в сокращении времени нахождения товаров на территории контейнерного терминала порта, так как при этом исключается размещение товаров на временное хранение, что в свою очередь минимизирует расходы, связанные с грузовыми операциями и хранением.
Только в январе 2014 года подобным образом обработано 1017 контейнеров с товарами, а в период с 1 по 12 февраля – 218 контейнеров.
Товары (в основном части для промышленной сборки автомобилей) следуют в адрес крупных сборочных предприятий, функционирующих в республиках Средней Азии (Республика Узбекистан, Республика Казахстан).
При этом отмечается позитивная тенденция к расширению географии стран получателей и номенклатуры перевозимых товаров.
Так, 12 февраля 2014 года в порту Восточный впервые под таможенную процедуру таможенного транзита с применением способа обработки контейнеров «борт-вагон» направлены товары в адрес европейского государства - 32 контейнера с товарами, которые проследовали из Республики Корея в Словацкую Республику.