16 июля 2014 года в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция на тему «Подготовка к введению с 1 октября 2014 года обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых железнодорожным транспортом». В ней приняли участие заместитель начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Сергей Шкляев и первый заместитель начальника Департамента информатизации ОАО «РЖД» Надежда Давыденко.
В ходе пресс-конференции были освещены вопросы, связанные с подготовкой таможенных органов, предприятий железнодорожного транспорта и участников внешнеэкономической деятельности к введению обязательного предварительного информирования о ввозимых железнодорожным транспортом товарах. Обязательное предварительное информирование на железнодорожном транспорте вводится с 1 октября 2014 года согласно решению Евразийской экономической комиссии от 17.09.2013 № 196. Проводимая ФТС России работа позволит создать условия для повышения конкурентоспособности российских железных дорог и способствовать переориентации грузооборота на железнодорожный транспорт.
ФТС России уделяет особое значение внедрению новых прогрессивных технологий таможенного администрирования, оптимизации таможенных операций, развитию таможенной инфраструктуры и ее технической оснащенности. Основополагающим принципом ускорения совершения таможенных операций в пунктах пропуска является наличие предварительной информации, представляемой в таможенный орган. Предварительная информация используется для автоматизации процессов таможенного контроля и для целей применения системы управления рисками.
Анализ предварительной информации на всех уровнях таможенной системы осуществляется с использованием информационно-программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, позволяющих в режиме реального времени проводить автоматизированную обработку поступающей предварительной информации на предмет соответствия критериям, задаваемым должностными лицами, осуществляющими анализ.
В 2014 году отмечается значительное улучшение информационного взаимодействия таможенных органов и предприятий железнодорожного транспорта. Для координации вопросов взаимодействия с предприятиями ОАО «РЖД», внедрения новых информационных технологий, включая электронный документооборот, ФТС России совместно с ОАО «РЖД» создала рабочую группу по вопросам совершенствования таможенных операций и таможенных процедур, под руководством заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова и вице-президента ОАО «РЖД» Салмана Бабаева.
В целях оптимизации и сокращения сроков совершения таможенных операций в железнодорожных пунктах пропуска и реализации пунктов 24 и 25 «дорожной карты» ФТС России подготовила и издала приказы от 11.03.2013 № 444 «Об утверждении Временного порядка обмена электронными документами и сведениями в электронном виде при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении железнодорожных транспортных средств и товаров, прибывающих на таможенную территорию Таможенного союза» и от 24.07.2012 № 1490 «Об утверждении Временного порядка обмена электронными документами и сведениями при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении железнодорожных составов и товаров, убывающих с таможенной территории Таможенного союза». Данными приказами определены места, сроки и порядок реализации пилотного проекта.
Временные порядки организации взаимодействия позволяют предметно координировать работу по электронному взаимодействию между ФТС России и ОАО «РЖД» и в оперативном порядке решать возникающие вопросы.
Реализация Временных порядков показала возможность организации железнодорожных перевозок исключительно на основании документов в электронной форме, в связи с этим ОАО «РЖД» инициировало работу по внесению изменений в Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее – СМГС) (для Российской Федерации) по правовому закреплению организации железнодорожных перевозок с использованием накладных СМГС исключительно в электронной форме.
Предварительные результаты применения Временных порядков показали работоспособность предложенной модели электронного взаимодействия, что позволяет считать промежуточные результаты эксперимента успешными. Это было отмечено как сторонами Рабочей группы, так и коллегией ФТС России.
Среднее время совершения таможенных операций при убытии/прибытии железнодорожного состава на объектах пилотной зоны составляет 60-90 мин.
Следующим этапом реализации Временного порядка при вывозе станет организация эксперимента реализации полностью безбумажной технологии перевозки товаров с использованием только электронных документов и сведений.
ФТС России совместно с представителями ОАО «РЖД» неоднократно проводила рабочие встречи и совместные выезды на объекты пилотных зон (ЖДПП Посинь и ЖДПП Бусловская).
По согласованию с ОАО «РЖД» после подтверждения ОАО «Карельский окатыш» готовности осуществлять экспортные поставки исключительно с использованием электронного документооборота принято решение о внесении изменений во Временный порядок при вывозе в части отмены на перегоне «Костомукша (Российская Федерация) – Коккола (Финляндия)» через погранпереход «Кивиярви – Вартиус» необходимости сверки представителями таможенного органа электронных документов с бумажными при перевозках окатышей железорудных (ОАО «Карельский окатыш») и отказа от необходимости сопровождения товаров документами на бумажных носителях (приказ ФТС России от 21.02.2014 № 303).
В ходе проведения рабочих встреч представителей ФТС России и ОАО «РЖД» были приняты решения о расширении перечня участников пилотной зоны при реализации технологии, утвержденной Временными порядками. В результате расширен перечень участников пилотной зоны в регионе деятельности Северо-Западного и Сибирского таможенных управлений. В настоящее время ФТС России проводит работу по расширению объектов пилотной зоны в регионе деятельности Дальневосточного и Центрального таможенных управлений.
ФТС России совместно с ОАО «РЖД» проводит широкое информирование о внедрении с 1 октября текущего года предварительного информирования на железнодорожном транспорте.
Организованы видеоконференции с участием представителей бизнес - сообщества в целях информирования о ходе подготовки к этому событию и о технических решениях, связанных с организацией передачи предварительной информации. Участниками конференций позитивно оценили проделанную ФТС России во взаимодействии с ОАО «РЖД» работу. ОАО «РЖД» информировала всех заинтересованных лиц, что в августе 2014 года на сайте ОАО «РЖД» будет обеспечена техническая возможность передачи обязательной предварительной информации. В связи с этим ФТС России рекомендует участникам ВЭД более активно использовать институт предварительного информирования и обеспечить выполнение положений решения Евразийской экономической комиссии от 17.09.2013 № 196.
Справка пресс-службы ФТС России:
Электронный документооборот в области перевозок грузов железнодорожным транспортом представляет собой новую информационную технологию, обеспечивающую оформление в электронном виде документов, связанных с организацией и осуществлением перевозок грузов, а также доставку и выдачу этих электронных документов по принадлежности участникам перевозочного процесса.
Применение электронного документооборота в области железнодорожных перевозок позволяет достичь ряда преимуществ:
- повысить качество транспортного обслуживания пользователей услуг железнодорожного транспорта, обеспечивая возможность оформления перевозок в удобном месте в удобное время;
- увеличить скорость доставки груза за счет сокращения времени его нахождения в пунктах переработки;
- сократить затраты и время на оформление, пересылку и хранение бумажных документов для всех участников перевозки;
- производить оформление всех документов, связанных с перевозкой груза, на единой информационной основе;
- сократить сроки совершения таможенных операций в пунктах пропуска;
- повысить сохранность перевозимых грузов за счет разграничения доступа к информации о перевозимом грузе, защиты от подмены перевозочных документов в пути следования, отслеживания всех технологических операций с грузом, которые выполнялись в процессе перевозки.