14 августа в Центре Международной Торговли состоялась пресс-конференция на тему «Кризис TIR в РФ», в которой принял участие Генеральный секретарь Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ) Умберто Де Претто. В рамках пресс-конференции была прокомментирована ситуация с применением книжек МДП с 14 сентября 2013 года, а также экономические и политические последствия письма ФТС России, требующего дополнительные к книжке МДП финансовые гарантии при таможенном транзите.
Мероприятие стало итогом трехдневного визита делегации IRU в Россию, в рамках которого прошли встречи самого высокого уровня в российских государственных органах, также были проведены встречи с другими заинтересованными в решении проблемы сторонами, пишет корреспондент ПРОВЭД Глеб Уткин. Основную свою задачу визит не выполнил - призыв к ФТС РФ одуматься и незамедлительно отозвать одностороннее решение о прекращении признания гарантий, предоставляемых системой МДП, на территории Российской Федерации, остался гласом вопиющего в пустыне.
Во время своего пребывания в РФ делегация IRU проинформировала представителей 28 государств-членов ЕС об озабоченности IRU и экономических и политических последствиях в случае вступления в силу решения ФТС России. В ходе встреч с руководителем ФТС России было принято совместное решение о создании рабочей группы из представителей ФТС России, АСМАП и IRU с целью поиска выхода из сложившейся ситуации. Первая встреча рабочей группы состоялась 13 августа 2013 года. Очередные встречи будут проведены на следующей неделе, что позволит ФТС России досконально изучить документы, предоставленные АСМАП и IRU.
Тем временем Ассоциация международных автоперевозчиков (АСМАП), не дожидаясь, когда руководитель ФТС Андрей Бельянинов пересмотрит свое решение (на что рассчитывать, исходя из содержания пресс-конференции ФТС рт 14.08.13, уже не приходится), подала иски против Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ. Эта вынужденная мера принята в связи с планируемым введением мер обеспечения транзита по книжкам международной дорожной перевозки (МДП, carnet TIR), сообщил генеральный директор ассоциации Андрей Курушин.
"Когда мы проанализировали ситуацию и поняли, что все претензии ФТС, изложенные в письме, необоснованны, мы от имени ассоциации подали иски в различные инстанции судебных органов для того, чтобы было отменено письмо ФТС", - пояснил господин Курушин.
В свою очередь, и генеральный секретарь Международного союза автотранспорта (IRU) Умберто ди Претто не исключил варианта с подачей исков в суд Всемирной торговой организации.
"АСМАП, как часть IRU, - это неправительственная организация. Мы не имеем права подавать в суд ВТО, однако это могут сделать государства-члены ВТО при нарушении правил ВТО", - отметил Умберто де Претто.
В начале своего выступления Умберто Де Претто констатировал факт нарушения ФТС России указанным письмом норм международного права, в частности, Конвенции МДП. Генеральный секретарь сообщил, что МСАТ всегда готова обсуждать проблемы с ФТС России, а также вносить изменения в положения Конвенции МДП и Соглашения с таможенной службой в рамках установленной процедуры.
Умберто Де Претто еще раз подробно разъяснил вопрос о структуре и происхождении долга МСАТ перед российской таможенной службой.
Озвученная ФТС России сумма долга в размере 20 миллиардов рублей, по его словам, сильно преувеличена. ФТС игнорирует тот факт, что в 2002 году АСМАП погасила обязательства по долгу в рамках Соглашения о погашении долга, которое было подписано с одобрения Правительства РФ. Он также отметил, что на момент подписания Соглашения претензий к гарантийной цепи не имелось....Также он привел цифры: в течение трех лет ФТС России было выставлено всего 105 требований об оплате – из 5 000 000 книжек МДП.
По мнению же АСМАП, принятые ФТС меры повлекут "серьезные экономические последствия". По оценке ассоциации, перевозчики понесут дополнительные затраты в размере 12 млрд. руб., а затраты в конечном итоге возместит потребитель. "Особенно это затронет российский внешнеторговый рынок, так как половина всех перевозок с использованием книжек МДП завершается в РФ", - говорят в АСМАП.
На конференции отмечалось, что международная организация разработала и реализовала электронную систему предварительного информирования, минимизирующую возможность ошибки для того, чтобы заранее исключить риски нарушения таможенных правил. Таким образом, еще и по этой причине в последние годы наблюдалась тенденция уменьшения количества судебных споров между ФТС России и АСМАП. (Эту же информацию подтвердил на своей конференции Андрей Бельянинов - ПРОВЭД)
Генеральный директор ассоциации Андрей Курушин сообщил, что АСМАП является лишь звеном гарантийной цепи, тогда как конечным плательщиком по всем претензиям, которые возникают на территории любого из государств при недоставке товаров, является IRU. Он рассказал о том, как выглядит претензионная работа за последние три года.
В 2010 – 2013 гг. от ФТС в адрес гарантийной цепи было выставлено 105 требований об оплате при недоставке товаров, из них 87 были безоговорочно оплачены, 10 – признаны необоснованными и в дальнейшем подтверждены судебными инстанциями, как не подлежащие оплате. И только 8 требований в данный момент находятся на рассмотрении. Причем, срок оплаты по ним еще не наступил. Поэтому претензии ФТС к гарантийной цепи выглядят, по меньшей мере, необоснованными....
Что же касается задолженностей конца 1990-х – начала 2000-х годов, то, как отметил Курушин, в 2002 г. между ГТК РФ и АСМАП было подписано соглашение о том, что кризис МДП в РФ урегулирован. Оно подтверждено компетентным органом по Конвенции МДП – Минтрансом России и направлено в адрес ЕЭК ООН.
Он также подчеркнул, что после получения соответствующего письма от ФТС и проведения консультаций с IRU АСМАП направила письма с разъяснением своей позиции во все органы исполнительной власти. Кроме того, Правление Ассоциации по этому вопросу обратилось к вице-премьеру Правительства РФ Игорю Шувалову. АСМАП надеется на создание межведомственной рабочей группы, состоящей не только из представителей АСМАП, IRU и ФТС, но и независимых экспертов, которые могут объективно оценить ситуацию и принять решение. Пока же создана рабочая группа в составе представителей АСМАП, IRU и ФТС.
На конференции было высказано мнение, что основная проблема данной ситуации заключаются в том, что действия Федеральной таможенной службы Российской Федерации не останутся без ответа со стороны международного сообщества и Россия должна ожидать ответных мер со стороны других стран. Эти ответные меры могут повлечь за собой экономические последствия для России. Кроме того, создание условий для снижения темпов внешней торговли спровоцирует задержку экономического развития России. Одна только публикация письма в июле повлекла за собой снижение темпов внешней торговли России. МСАТ имеет расчеты, свидетельствующие о том, что "сверхплановые" издержки бизнеса (при дополнительном использовании к книжкам МДП банковской гарантии и поручительства) составят для участников ВЭД в год от 12 до 16 млрд. рублей. Причем, под удар в первую очередь попадают малые и средние предприниматели, о жизнеспособности бизнеса которых в последнее время так начала переживать российская власть.... Бизнес будет уходить из страны, возникнет дефицит товаров, прогнозируют автоперевозчики....
Генеральный секретарь МСАТ все же не теряет надежды. «Позвольте мне призвать все заинтересованные стороны сделать все возможное, чтобы повлиять на российские власти в принятии рационального, мудрого и правильного решения отозвать письмо ФТС России как можно скорее», - заявил Умберто де Претто.
Источник: proved-partner.ru
15 августа 2013 года