Прямые поставки от зарубежного производителя - мечта или реальность

С 2011 года у многих компаний в России снижается прибыль. Ситуацию усугубляет быстрый рост собственных издержек. При этом предприятия уже не имеют возможности постоянно  повышать цены, т.к. идет устойчивое падение спроса, к тому же у покупателей, в т.ч. и у населения, растут собственные расходы.  Все это относится и к ритейлу, и к производству. Объем импорта в России, в т.ч. товаров и продуктов для населения, по некоторым видам доходит до 70% и темпы его роста не снижаются уже более 10 лет. Зарубежная продукция в большинстве случаев, к нашему сожалению, дешевле и лучше чем российская.

Руководители предпринимают различные шаги, чтобы улучшить или хотя бы стабилизировать финансовые результаты компаний. Обычно используются самые простые методы. Например, понизить цены на услуги логистических компаний (транспорт, склады, таможня), аналогичные меры применяются к подрядчикам и поставщикам. Но, учитывая многолетнее использование такого способа, это делать все труднее и труднее. Другим вариантом является самостоятельное выполнение перевозок, хранения и т.д., что снова требует инвестиций либо в основные средства, либо в персонал. Как правило, после самостоятельных проб и ошибок, через 1-2 года самостоятельной логистики, компании снова отдают логистику профессионалам.

Неудовлетворенность и угроза потери работы, статуса и даже бизнеса заставляет ТОП-менеджеров и владельцев компаний искать новые решения в организации и управлении работой предприятий. Логично повысить производительность, но для этого снова необходимы вливания инвестиций. Увеличить интенсивность труда - тоже сложно, т.к. персонал больше хочет и привык получать, чем зарабатывать. Проблемы и с трудовыми ресурсами. Дефицит квалифицированных кадров, держит директоров и владельцев бизнеса в напряжении и уже просто раздражает.

Какие существуют решения?

Наиболее интересным решением может быть переход малого и среднего бизнеса, в т.ч. и магазинов, на прямые закупки у зарубежных производителей. Занимаясь логистикой, таможней и поставками импортной продукции в Россию более 20 лет, мы прекрасно знаем, что в стоимости доставки зарубежной продукции на полки логистика составляет около 70-80%, а общая стоимость товаров, с учетом интересов всех посредников, увеличивается в 2-4 раза. Можно ли ее уменьшить? Да, безусловно, и довольно-таки значительно.

На первый взгляд, организовать собственные прямые поставки от зарубежных производителей напрямую и сразу на свои предприятия или в магазины, звучит амбициозно. Однако сегодня с развитием услуг по логистике и ведению ВЭД, это вполне реальное решение, дающее большие преимущества и прибыли. Современные операторы могут собрать товары по всей Европе и привезти их за рубли в любую точку России.

Рассмотрим вариант, на примере поставки 1 бутылки оливкового масла из Италии в город N, находящийся между Москвой и Уралом. Возможные неточности в данном расчете составляют не более плюс-минус 5%.

Цена 1 кг более-менее нормального масла у производителя в Италии– около 0,5-0,7euro, т.е. бутылка 1л – 1-1,5euro или 45-70руб, а бутылка 0,5л – 30руб. (1паллета-300 бутылок).

Наименование операции

Сроки (дни)

Стоимость (руб.)

 1. Бутылка перемещается на склад завода и хранится на складе производителя (контроль качества партии, накопление отгрузочной партии, ожидание отгрузки и т.д.)

3-4

0,62

 2. Доставка на склад оптового отправителя-экспортера(из расчета перевозки полной фуры –10-12тыс.бутылок)

 3. Хранение у экспортера с учетом оформления экспорта

1

 

3-5

0,56

 

0,83

 4. Доставка 1 бутылки из Италии в Москву (из расчета перевозки полной фуры –10-12тыс.бутылок, 4500 euro)

5

19,22

 5. Таможня, с учетом пошлины и уплаты НДС

1-2

8,9

 6. Доставка с таможни на склад импортера

 7. Хранение на складе импортера (сортировка, консолидация и накопление отгрузочной партии оптовому покупателю и т.д.)

2-3

0,97

 8. Доставка оптовому покупателю (сетевому поставщику)

 9.Хранение на его складе или в его распределительном центре (сортировка, консолидация и накопление отгрузочной партии оптовому покупателю и т.д. из региона города N)

4

2,98

10.Доставка в город N (из расчета удаленности 1000-1500км от Москвы)

1-2

3,51

11.Хранение на оптовом складе города N (с учетом складских операций)

4

2,47

12.Доставка в магазин

0,5

0,32

ИТОГО

25-31

40,38

В т.ч. по Италии + транспорт по Европе

11-12,5

11,62

          по России + транспорт по СНГ и РФ

14-18,5

28,76

Сегодня это почти идеальная поставка, на практике такие цепочки бывают еще длиннее.  Заметим, что всего лишь 4 из 12 операций происходят на территории Европы, а остальные в России. При прямой закупке их можно сократить до 4-5 (завод-склад-перевозка-таможня-магазин).

В процессе движения товара от производителя до магазина в городе N его обслуживают около 10-12 компаний, связанных с логистикой и таможней, и около 3-4 компаний, связанных с внешнеэкономической и торгово-закупочной и деятельностью.  Все они платят налоги, оплачивают свои прямые и косвенные расходы и закладывают свои прибыли. В результате цена производителя увеличивается в разы, и конечный  покупатель должен профинансировать всех участников процесса.

При прямой закупке, сроки попадания товара с завода в Италии на полку магазина в российском городе N можно сократить с 30 дней до 8-12, а стоимость покупки с доставкой - на круг до 65-75руб. Это никак не вяжется с существующими в России закупочными ценами для магазинов, где мелкооптовая цена вырастает в 2,5-4 раза.

Малый и средний бизнес, уже давно научился  торговать. Он знает своих клиентов, их потребности и покупательскую способность, контролирует товаропоток, спрос и знает как вести бизнес. Что мешает ему организовать прямые поставки из-за рубежа? Согласитесь, помимо более низких цен и гарантированного качества, очень эффектно разместить в магазине надпись «У нас прямые поставки из Европы» или «Эксклюзивные поставки масла с завода Franchesco» или «Продукт произведен в Италии 10 дней назад» и фото этих предприятий и личные фото их владельцев или директоров. Послать им потом фотографии магазина, дополнительно «прогнуть» по цене и пошло и пошло…, впрочем… - это уже креатив!

Вполне логично возникает вопрос, почему наши магазины и ритейл до сих пор не делают этого. Ответ, скорее всего, надо искать не в расстояниях, а в недостатке знаний по внешней торговле и международному праву и в кажущейся сложности организации закупок и поставок, таможенного оформления,  ведения ВЭД, валютных операций и отчетности. Но сейчас это уже не проблема. Логистика вышла на зарубежные рынки и перешла на полный аутсорсинг в ведение ВЭД и внешнеторговых поставок, включая импорт, валютные операции, таможенное оформление и всего того, что связано с внешнеторговой деятельностью.

Что же конкретно можно предложить владельцам мелких и средних магазинов или небольших сетей, особенно в регионах, наполняющих свои полки через посредников в Москве, Санкт-Петербурге и других городов, формирующих товарные потоки?

Поставляйте себе товары напрямую от зарубежных производителей. Набирайте их по паллетно, или как угодно, и везите все сразу к себе.

Лучше всего формировать свои поставки из расчета наполнения еврофуры (20тн/82-86куб.м/30-33 паллета). Только необходимо учитывать, чтобы товары в сборной партии для перевозки были совместимы (экология, температура и прочее). Если же ваш магазин небольшой и на фуру набрать сложно, то лучше объединиться с коллегами, или арендовать себе место на ближайшем складе. Идеально, если рядом есть склад, который обеспечит кросс-докинг, т.е. машину с колес перегрузят на маленькие машины и отправят в Ваши магазины по региону. Дата прихода трака известна заранее, количество, куда и кому что везти - тоже. Если подумать, то операция простая.

Как найти производителей в Европе?

Это также не представляет труда. Во-первых, по этикеткам, каталогам, выставкам. Во-вторых, по интернету. Если самим трудно, то можно подключить операторов внешнеэкономической деятельности - компании, которые этим занимаются профессионально. На примере нашей – можем сказать, что такие услуги стоят недорого, около 500-1000 euro, а полный комплекс по ВЭД, т.е. все под ключ, около 1-3% от стоимости сделки.

Как вести переговоры с производителями?

Также по интернету или по скайпу, подобрав себе прямых поставщиков можно и съездить в гости. Производители ЕС все говорят на английском. Они сейчас испытывают серьезные трудности, поэтому с каждым днем становятся сговорчивее. В постоянных закупках, пусть даже небольших, заинтересованы все.

Как все оплатить, собрать и отправить в Россию?

Этим занимаются специальные компании. Так, например, компания ВЭД-оператор через свои филиалы в Европе заключает по вашим условиям и ценам договоры с производителями и оплачивает им товары, выбранные вами. Затем забирает их у производителей, консолидирует в партию, грузит в машину, которая поедет к вам напрямую. Европейский офис ВЭД-оператора берет на себя функции централизованного экспортера и отправляет груз  в адрес ВЭД-оператора, который выполняет за вас функции импортера-получателя. Таможенное оформление  проходит с колес и груз попадает напрямую к вам, минуя всех посредников.

Как принять импортный груз в России и доставить его до магазина?

С ВЭД-оператором вы заключаете договор по условиям и ценам, дублирующими ваши договоренности с зарубежными производителями. Это контракт на поставку товаров, по которому  ваши рублевые платежи конвертируются в валюту и переводятся напрямую или через уполномоченного европейского экспортера производителям, а грузы ввозятся в Россию и передаются вам. Вы расплачиваетесь в России за импортный товар рублями по цене производителя, о которой сами с ним договорились. Опасайтесь только при выборе ВЭД-оператора. Многие, прикрываясь законопослушными словами, на самом деле импортируют груз по «серым» схемам и у Вас могут возникнуть проблемы.

Основной сложностью для магазина станет расчет сроков прямой поставки, чтобы на полках всегда был товар и вовремя подвозился из-за рубежа. Но всегда можно подстраховаться, если произошла небольшая ошибка в расчетах или задержка в поставке. Временный дефицит всегда можно перекрыть за счет закупки с традиционного оптового склада города N. Зная скорость реализации товаров со своих прилавков, ежедневное наличие остатков и сроки поставки от производителя, задачу этого расчета решить легко. Постепенно работа с прямыми зарубежными поставщиками станет обычной, и ваш магазин будет всегда отличаться товарами, которых нет ни у кого, и по цене они будут значительно ниже. Вы становитесь предприятием с высоким уровнем конкурентной способности и максимально ориентированным на покупателей. А там, глядишь, коллегам и конкурентам можно будет что-то перепродать.

 

Шкарупа Сергей, Генеральный директор «Группы компаний «САННА»

Мультимодальный международный логистический оператор полного цикла, лицензированный таможенный брокер, ВЭД-оператор 

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости