Во всяком случае, до тех пор, пока ФТС и автоперевозчики не придут к компромиссу.... "ПРОВЭД" подробно, буквально с самого первого дня освещает кризис TIR в России. Ситуация постоянно менялась, появлялись новые цифры и всплывали интересные факты…. Информация, получаемая по ситуации в пунктах пропуска на границе России из официальных источников, зачастую противоречит реальной информации, получаемой напрямую от водителей...
О сегодняшней суровой действительности международных автомобильных перевозок корреспонденту "ПРОВЭД" рассказали руководитель Представительства АСМАП в ЦФО Сергей Баклицкий и заместитель руководителя Департамента МДП и таможенных систем АСМАП Виталий Шаманов.
Начиная разговор, представители АСМАП подчеркнули, что вся информация поступает от людей, вынужденных работать по новым правилам игры господина Бельянинова, а те данные, которые общественности предлагает ФТС, со слов водителей, ничего общего с реальным положением дел не имеют.
Время - деньги
Так, по полученным от водителей данным, по состоянию на 20 ноября, на украинско-российской границе время, затрачиваемое перевозчиками на прохождение всех необходимых процедур, начиная от постановки в очередь на украинской стороне и до завершения процедуры на российской стороне, составляет от 2 до 2,5 суток. Очередь же на украинской стороне составляет порядка 3,5 км. Это, примерно, 175 грузовиков. Кроме того, вся нейтральная территория между пунктами пропуска полностью заполнена грузовиками. По заявлению водителей, до известных нововведений ФТС вся процедура пересечения границы занимала не более 12 часов, максимум. Время, затрачиваемое на оформление страховой услуги "Арсенала" занимает, минимум, 3 часа. Для сравнения, книжку МДП оформляли не более часа …
В Белоруссии, слава «Батьке», система МДП действует, но уже отмечается тенденция возросшего потока фур. К примеру, на белорусско-польском участке границы, в зависимости от дня недели, очередь и процедура пересечения границы занимает от 8 до 27 часов. На белорусско-латвийском и белорусско-украинском участке границы грузопоток вырос на 30%. И эти цифры будут только возрастать….
И, хотя перевозить так грузы неудобно, скажем, для перевозок с южных направлений, из Прибалтики, но действия ФТС просто не оставляют для перевозчиков иных вариантов….
Руководитель Представительства АСМАП в ЦФО Сергей Баклицкий сообщил, что ситуация на границе ухудшится в ближайшее время. Вчера вечером из Турции прибыли два парома с 400 грузовиками, но пока сложно сказать, на какие пограничные переходы они поедут.
Как перевозчиков «доят»….
Время, теряемое перевозчиками при таможенном оформлении, не единственная проблема. Перевозчики вынуждены нести немалые затраты, планомерно навязываемые тем же «Арсеналом», причем, интересно, что при этой процедуре, к примеру, на Брянском пункте пропуска, «всплывает» еще и посредник - ООО «Славяне», который тоже не прочь «дольку малую» от процесса иметь…..
Ситуацию комментирует Виталий Шаманов - Заместитель руководителя Департамента МДП и таможенных систем: «ООО "Славяне" - один из многочисленных агентов страховой компании "Арсенал", которые располагаются непосредственно в пунктах пропуска различных таможен. Есть различные ИП и компании, в том числе и не российские, выступающие в качестве агентов "Арсенала", который, не имея своей разветвленной сети, привлекает к исполнению продажи своих полисов этих посредников. Они же, в свою очередь, к стоимости услуг "Арсенала" прибавляют стоимость своих услуг. Всевозможные дополнительные затраты в виде обеспечения, стоянка на СВХ в ожидании оформления, тоже стоят денег. А в итоге, все это приводит к внушительным суммам. При этом "Арсенал" никак не регламентирует и не контролирует стоимость услуг своих агентов. По сути, таким агентом может стать любой желающий, нужно только «договориться». Сейчас таких посредников уже десятка три, если не больше, они действуют практически во всех пунктах пропуска…."
Теперь по порядку, приведем немного фактов по цифрам и их последующему волшебному преображению. Если ранее перевозчик платил за книжку МДП порядка 1900 рублей, после новых указаний со стороны ФТС было объявлено, что услуга, например, от «Арсенала», пришедшая на замену неугодному карнету, будет стоить 1500 рублей. Очень хорошо, экономия целых 400 рублей…. Но тут появляется посредник: к примеру, ООО "Славяне", который требует за свои услуги 300 рублей. Это, положим, не так страшно, получается всего 1800 рублей. Но цена на услуги данного посредника растет, словно грибы после дождя. Сегодня ООО "Славяне", непосильным трудом осуществляя действия по гарантийному оформлению, берут уже 1500 рублей, в итоге общая стоимость уже 3000 рублей, при всем при этом, какая расценка будет завтра, никто не знает. Самое интересное и парадоксальное, что если у водителя нет при себе многострадальной книжки МДП, то к услугам оформления - внимание, барабанная дробь.... добавляется еще 3600 рублей. Выходит, при себе все равно нужно иметь карнет, который ФТС, вроде как, принимать отказывается. Это было бы смешно, если бы не было так грустно…
Сергей Баклицкий, в свою очередь, поведал о тяжелой ситуации, складывающейся сейчас в Смоленской области, в частности, по автомобилям, которые приходят под таможенным сопровождением из Белоруссии. Здесь перевозчикам навязывают услуги, цена которых просто зашкаливает. В частности, обеспечение от Краснова (российско-белорусская граница) до ближайшего СВХ, расстояние до которого 70-80 км., будет стоить (если сложить все навязанные услуги) 14 729 рублей. В другом случае, от Смоленска до Ярцевского таможенного поста (порядка 120 км.) перевозчику объявляют цену в 25 600 рублей.
А одному перевозчику из Калининграда, перевозившему груз из Литвы в Казахстан, за транзит сначала насчитали 151.000 рублей, а когда эту сумму оплатил, ему сказали: «Дорогой, а курс-то изменился, давай-ка плати уже 165.624 рублей….».
"Таких случаев множество, мы пытаемся понять природу расценок, но какими критериями руководствуются брокеры при расчете таких сумм обеспечения, совершенно непонятно. До введения распоряжения ФТС все автомобили, прибывающие под конвоем, следовали без дополнительного обеспечения, было достаточно книжки МДП, все тех же 1900 рублей. На сегодняшний день сложилась ситуация, что издержки на транспортные расходы непредсказуемы и неизвестно, как они могут еще вырасти, а простой в очередях на границе ведь это тоже деньги, это зарплата водителя, штрафные санкции, все взаимосвязано. Расплачиваться в итоге будет потребитель. А перевозчики сейчас еле-еле сводят концы с концами…", - заявил господин Баклицкий.
Истина где-то рядом?
Автоперевозчики все же не теряют надежды, с волнением ожидая заседания у Шувалова, которое должно расставить все точки над i в вопросе МДП. Намеченная на прошлый понедельник встреча перенеслась в связи с авиакатастрофой в Казани. Но уже состоялись две встречи ФТС с представителями IRU, правда, конечных итогов пока нет, но МСАТ обратился к ФТС с просьбой эти встречи продолжить в любое удобное для таможни время. Основным вопросом, обсуждаемым на этих заседаниях, стал вопрос по новому гарантийному соглашению. На текст нового проекта соглашения направленного в ФТС, таможня ответила встречным документом. Как констатирует МСАТ, несмотря на ряд имеющихся разногласий, в целом, вариант соглашения, предлагаемый ФТС, их устраивает. Необходимо только уладить ряд принципиальных моментов по гарантийному обеспечению…..
"Возможность перенести дату расторжения гарантийного договора (1 декабря 2013 года - ред.) и найти компромиссное решение, устраивающее обе стороны, безусловно, есть", - выразил надежду заместитель руководителя Департамента МДП и таможенных систем АСМАП Виталий Шаманов.
Автор Глеб Уткин
Источник: proved-partner.ru