Ситуация в сфере таможенного оформления и внешнеэкономической деятельности в России

В силу сложности таможенного оформления и дефицита специалистов «белые» (лицензированные таможенные представители) и «серые» брокеры больше, чем экспедиторы, застрахованы от конкуренции с иностранными компаниями. Однако таможенные представители из-за активного применения  «серых» схем в России и странах ТС продолжат испытывать проблемы в конкуренции с «серыми» брокерами.

Дефицит бюджета вынуждает правительство активизировать силовые, фискальные и таможенные службы России, поэтому к контролю импортных потоков и проверкам внешнеэкономической деятельности уже активно подключаются налоговые органы, валютный контроль и Следственный комитет России. В приоритетах последнего стоит  борьба с фирмами-однодневками и с оффшорными схемами, используемыми при ввозе импорта и при экспорте для уклонения от уплаты пошлин и налогов. Это будет способствовать обелению рынка не только таможенных услуг. Сегодня половина грузов, оформляемых по «серым» схемам, перешли в Белоруссию и Казахстан. Борьба с ними начнется там не ранее 2015 года: мешают противоречия экономических интересов стран ТС и различия в законах.

Наибольший интерес к услугам лицензированных таможенных брокеров будет со стороны зарубежных компаний  как уже работающих с Россией, так и выходящих на наш рынок. Они предпочтут традиционно работать в «белую». Российские импортеры в зависимости от жесткости контроля и размеров рисков будут колебаться от «серой» растаможки к «белой» и обратно. Неважно знакомы они с «серыми» таможенными схемами и их рисками, или они им абсолютно неизвестны, бизнес привык пренебрегать последствиями ради быстрой выгоды. Доля импорта, ввозимого по таким схемам, составляет сегодня около 90%.

Импортные товары лучше и дешевле российской продукции и больше пользуются спросом. В общем объеме потребления населением повседневных товаров, включая продовольствие и товары народного потребления, импорт составляет более 80%. В промышленности (запчасти, комплектующие, различные добавки и ингредиенты) эта ситуация мало отличается и в зависимости от отрасли колеблется между 60-70%.

Надбавки к цене импортной продукции на пути к потребителю, пройдя через цепочки посредников, составляют до 200%. Поэтому все больше компаний пытаются самостоятельно начать заниматься внешнеторговой деятельностью и торговать непосредственно с зарубежными производителями и покупателями. Рост курса доллара и евро вместе с сокращением внутреннего спроса усилит у российских производителей стремление к экспорту своей продукции. Все это увеличит количество участников ВЭД и вызовет спрос на услуги таможенного оформления. Особенно эти услуги будут востребованы в регионах, где местный бизнес еще пока закупает товары у традиционных импортеров-поставщиков из Москвы. С другой стороны, желание увеличить объемы продаж за счет освоения новых рынков толкает в Россию зарубежные компании из Европы, Китая и других стран Азии. Они тоже хотят избавиться от посредников. Полномасштабный выход их на наш рынок сдерживает только непонимание правил ведения бизнеса, запутанность и несоблюдение законов, отсутствие правовой защищенности, коррупция, общеизвестные с проблемы с российской таможней и плохой бизнес-климат. Но прибыли в России достаточно высоки, чтобы толкать их к этому шагу.

Нарастание импорта и экспорта создает хорошие предпосылки для развития услуг таможенных брокеров. Поэтому очень важным становится их способность эффективно провести информационное продвижение не только на территории России, но и за рубежом, то есть донести информацию о себе напрямую своим потенциальным клиентам.

Рынок таможенных услуг в России среди брокеров достаточно быстро разделится по видам товаров и по сложности их оформления. Брокеры, которые освоят работу со сложными и многокодовыми сборными грузами, будут иметь значительное преимущество перед конкурентами, предлагающими стандартные услуги или оформляющими типовые 1-2-х кодовые поставки.

Оформление стандартных грузов проще и легче, не требует особых знаний и квалификации декларантов. Поэтому этот сегмент будет максимально насыщен конкурирующими участниками и будет характеризоваться низкой маржинальностью и узкой специализацией брокеров на отдельных видах товаров. Основным преимуществом в этом секторе будет цена и скорость выпуска. Однако цена услуги имеет свой нижний предел, поэтому многие клиенты, стремясь максимально минимизировать свои расходы, будут постепенно переходить на самостоятельное оформление за своей печатью и нанимать в штат декларантов, в том числе и из рядов своего же брокера-подрядчика. Развитие этой тенденции будет зависеть от степени и желания самого импортера быть участником ВЭД, брать на себя ответственность перед таможенными органами, а также от соответствия рисков с экономией расходов. Брокерам, которые не захотят уходить из ниши оформления стандартных видов поставок, придется сосредоточиться на значительном повышении производительности своих сотрудников.

Со сборными грузами ситуация в оформлении пока останется по-прежнему «серой», но количество таких поставок будет увеличиваться не только за счет снижения объемов закупаемых партий и выхода новых, но и выхода более мелких российских компаний на зарубежные рынки. Огромным подспорьем станет развитие Интернет-торговли с зарубежьем. Освоив эти поставки и объединившись с российскими и зарубежными Интернет-магазинами, брокеры обеспечат себе большие объемы. Этот сектор поставок возможно будет единственным, который будет расти в условиях кризиса. Тем не менее, из-за большой трудоемкости, дефицита специалистов и огромной степени забюрократизированности и коррупции в таможенном секторе услуг еще около 3-4 лет будет превалировать «серый» сегмент. Возможно,  поднимающаяся волна недовольства торговых сетей против Интернет-магазинов, использующих в основном «серые» поставки, может ускорить процесс их обеления.

Преимуществом для брокеров станет способность оформлять сложные грузы, требующие опыта и знаний не только таможни, но и специфики самих товаров, например, запчастей для машин, котлов и прочее. Выигрышными позициями для них окажутся: способность оказывать дополнительные услуги и сервисы в таможенных вопросах и в оформлении, а также способность обеспечить комплекс услуг, например, в сочетании с доставкой, хранением, сертификацией, получением каких-либо решений и т.п. Это интересно для потребителей, и позволяет брокерам удерживать их около себя.

У таможенных брокеров, как и у экспедиторов, продолжится жесткая ценовая борьба за объемы и за клиентов. Роста потоков товаров и формирование новых не ожидается. Основные клиенты и их потоки, как и в логистических услугах, уже поделены. Единственное, что это может нарушить, то это цена, качество и изменения в таможне. В конкурентную борьбу активно будут вмешиваться и склады СВХ, особенно расположенные на границах. Тенденция перехода объемов оформления на границы сохранится, так как в регионах расходы таможенных брокеров будут значительно меньше, чем в крупных городах и в Москве. Проблемами региональных брокеров и СВХ будет лишь слабая квалификация сотрудников СВХ и таможен, низкая производительность их работы, удаленность от клиентов, отставание от современных требований к управлению и слабое знание современных продаж и продвижения. Поэтому они пойдут по пути объединения с брокерами. Учитывая, что часть из них работает по «серому», а часть по «белому», склады СВХ тоже будут в той или иной степени специализироваться по этому же признаку.

Постепенно из-за рубежа начнут расти поставки на условиях DDP, предполагающие доставку и таможенное оформление, выполненное зарубежным поставщиком или производителем и за его счет. Это обеспечит им более легкое продвижение и продажу своих товаров на территории России напрямую к потребителю, так как освободит российских покупателей от ведения ВЭД и всех её проблем, включая таможню. Поэтому немаловажным преимуществом будет способность таможенных брокеров выступить для российских и зарубежных участников рынка ВЭД-агентом, взяв на себя комплекс поставки и операции, связанные с проведением таможенных платежей и валютных расчетов по контрактам клиентов. Вполне вероятно, что некоторые таможенные представители возьмут на себя и роль «белых» импортеров.

Компании-импортеры, только в формате однодневок, уже давно используются «серыми» брокерами в сочетании с оффшорными схемами. Здесь следует заметить, что Госдумой уже поддержана инициатива Следственного Комитета России по внесению в налоговый кодекс понятий «притворная» и «мнимая» сделка и получению права возбуждать уголовные дела независимо от решения налоговой инспекции. Это развяжет руки силовым структурам и обеспечит им возможность сажать бизнес за решетку или вымогать из него крупные суммы. При дефиците бюджета и при нашей судебно-следственной системе доказать уклонение от уплаты налогов при наличии в контрактных цепочках оффшоров, технических импортеров и транзитных фирм-однодневок будет легко. Поэтому в 2014 году обеление услуг, связанных с ВЭД, таможней и логистикой,  продолжится.

Брокерам придется овладеть методами жесткой и нецивилизованной конкурентной борьбы, уже давно принятыми на вооружение среди торговых компаний и других видов бизнеса. Активно начнут использоваться административные ресурсы и связи с таможенными, контролирующими, фискальными и силовыми структурами. Уйдут в прошлое понятие деловой порядочности и цивилизованной конкуренции. Станет общепринятым черный PR. Все это будет использоваться и «белыми», и «серыми» брокерами максимально, так как вопрос будет стоять о выживании в условиях сужающегося рынка.

Кроме этого, они начнут перекупать друг у друга сотрудников и прежде всего декларантов, преследуя две цели. Получение квалифицированных специалистов, которых не так много, и переманивание вместе с ними клиентов, которых они же и оформляли. Это приведет к росту текучести и кадров, и клиентов, которые еще и сами по себе будут метаться между брокерами в поиске более низких цен.

Декларанты со своей стороны будут пользоваться ситуацией, чтобы выбить себе увеличение заработной платы. Однако падающие вниз ставки на таможенные услуги, в том числе и у «серых» брокеров, и общее снижение объемов товарных потоков не позволят многим сдержать свои зарплатные обещания. Целью перекупки сотрудников станут не сотрудники лично, а приведенные ими клиенты. Новых сотрудников через 2-3 месяца можно сократить или уволить.Ситуация с ожиданиями перебежчиков будет аналогична ситуации, на экспедиторском рынке региональных и международных перевозок. В отличие от экспедиторов кадровая война на рынке таможенных услуг станет одним из основных и действенных методов конкурентной борьбы, так как многое зависит от декларантов, работающих напрямую и с клиентом, и с таможней. Она будет наносить удар не только разрушением наработанных сотрудником брокера связей и отношений с таможенным постом и с заказчиком, но и по внутренним технологиям в его работе, и по качеству обслуживания клиентов. Поэтому здесь многое будет зависеть от умения руководства и способности компаний выходить из сложившихся ситуаций. У «серых» брокеров ситуация с переманиванием сотрудников несколько иная. Тут один, в основном «главный» человек,  держит в своих руках все связи с таможней и выплаты откатов. Поэтому его подчиненные и помощники обычно лишены возможности самостоятельной работы.

Лицензированным брокерам в кадровой войне будет и сложнее и легче, чем «серым». При очередном разгроме силовыми органами «серых» брокеров отток сотрудников в «белый» сектор будет расти. Они знают таможенные правила, поэтому смогут быстрее адаптироваться к «белой» работе, чем новички, которых надо учить. Обратный поток маловероятен.

«Серые» схемы уже давно возвратили свои позиции, утраченные после разгрома Черкизовского рынка и требований Путина о сроках, однако это ненадолго. Во-первых, поступления в бюджет государства от таможни, хотя и составляют более 50% его размера, но уже не обеспечивают государству необходимого притока денег. Экспорт российского сырья снижается, и цена на него падает, соответственно, падают таможенные сборы. Во-вторых, не растет поток импорта, казне уже не помогают даже агрессивные корректировки таможенной стоимости зарубежных товаров. В-третьих, обязательства России при вступлении в ВТО заставляют снижать таможенную пошлину. В-четвертых, рост курса доллара сам по себе сдерживает импорт, так как его цена на рынке становится слишком высокой для покупателей. В-пятых, как говорилось выше, торговые сети, испытывая сильнейшую конкуренцию с Интернет-торговлей, активно лоббируют ужесточение законов, введение пошлин и усиление проверок поставок импортных товаров, продаваемых через Интернет-магазины. Большинство из них при ввозе импорта используют «серые» схемы и «дыры» в таможенном законодательстве при получении импорта частными лицами. Поэтому таможенные представители в своей борьбе с «серыми» брокерами неожиданно получили партнера не только со стороны государства, но и со стороны весомых участников рынка. Весомых, потому что ретейл является одним из крупных источников налоговых поступлений в федеральный бюджет и в бюджеты регионов. В такой ситуации даже несмотря на неофициальную поддержку заинтересованными чиновниками «серых» схем государство не оставит их в покое.

Контроль за внешнеторговыми поставками и импортными товарами, выпущенными в свободное обращение, теперь проводится не только при прохождении таможни, но и на посттаможенном пространстве в течение 3-х лет с момента ввоза продукции. То есть проверки устраиваются уже внутри российского рынка и пойдут по всем компаниям, прямо или косвенно связанным с оборотом и прохождением через них импортных товаров. Поэтому «серые» импортеры и фактические покупатели импорта, стоящие за их спинной, вместе со своими клиентами и потребителями, участвующими в их цепочках купли-продажи, будут испытывать проблемы. Проблемы возникнут не только на границах и местах прохождения таможни, но и  позже в процессе обычной коммерческой деятельности внутри России, даже если товар таможню прошел гладко. Восстановить движение импортной продукции между юридическими лицами по банковским платежам для таможни, налоговой и силовиков, как и получить необходимую информацию о товаре от зарубежного производителя  достаточно просто, вопрос заключается только во времени.

Рынок околотаможенных услуг медленно, но верно меняется в сторону обеления и в ближайшие 2-3 года претерпит еще большие изменения. Поэтому услуги лицензированных таможенных представителей и частных специалистов-брокеров, работающих на фрилансе, за печатью «белого» импортера, будут востребованы. Их клиенты будут пополняться еще и за счет тех, кто уже начал и продолжит отказываться от «серых» схем. Понятие фриланса активно будут использовать и «серые» брокеры. Пользуясь отсутствием необходимых знаний у клиентов, они продолжат предлагать оптимизацию платежей. Но в этом же сегменте будут работать и реальные специалисты. Отличить «белых» от «серых» участникам рынка будет сложно, к тому же им постоянно будут мешать соблазн сэкономить и русские «авось», «небось» и «как-нибудь».

Кроме ужесточения и роста проверок «серый» брокерский бизнес будет испытывать и ценовую конкуренцию со своими коллегами. Чтобы сохранить привлекательность в стоимости своих услуг они вынуждены будут все больше и больше уходить в «черное» оформление, то есть в откровенную контрабанду, и тем самым, снижая таможенные платежи, увеличивать свои риски и риски клиентов.

В связи с увеличением постпроверок и усилением контроля ввоза и таможенного оформления хорошим потенциалом в доходах брокеров может стать услуга таможенного аудита поставок, правильности ввоза и оформления приобретаемой или уже приобретенной российскими компаниями импортной продукции. Она быстрее начнет использоваться иностранными игроками и крупными российскими компаниями и постепенно перейдет к компаниям малого и среднего бизнеса. Таможенный аудит позволит участникам рынка заранее закрыть «дыры» и подготовится к внезапным или встречным проверкам, чтобы избежать проблем и обеспечить себе безопасность на 3 года, в течение которых могут произойти проверки.

 

Автор
Сергей Петрович Шкарупа. генеральный директор ЗАО "ГК "САННА"

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости