ФТС России продолжает работать над оптимизацией внешней торговли, осуществляемой морскими путями.
Так, в морском порту Тамань Федеральной таможенной службой создано подразделение таможенного поста Морской порт Темрюк Краснодарской таможни – отдел таможенного оформления и таможенного контроля № 2. Данное решение принято в целях реализации инвестиционного проекта «Создание сухогрузного района порта Тамань» и развития существующей инфраструктуры порта в западной части Таманского полуострова.
Регион ответственности таможенного поста включает в себя Темрюкский район с прилегающей к нему инфраструктурой и международные пункты пропуска - морской порт Темрюк и морской порт Тамань.
Должностные лица вновь созданного отдела совершают операции по помещению товаров под таможенные процедуры, в том числе открытию/завершению процедуры таможенного транзита, оформлению судов загранплавания, а также осуществляют фактический контроль товаров, перемещаемых через пункт пропуска в морском порту Тамань.
В связи с планируемым увеличением количества судозаходов в акватории пункта пропуска в морском порту Тамань установлены постоянные зоны таможенного контроля, которые будут задействованы при осуществлении таможенного контроля в отношении морских судов и перемещаемых ими товаров.
Работает ФТС России над оптимизацией таможенных операций также посредством внедрения на всех этапах технологического процесса передовых информационных технологий – предварительного информирования о перемещаемых через таможенную границу товарах, предварительного декларирования.
Введенное 17 июня 2012 года обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом, планируется осуществить на морском транспорте в 2014–2015 годах.
С мая 2011 года на Дальнем Востоке проводится эксперимент: таможенные посты Находкинской, Владивостокской, Сахалинской, Магаданской и Хасанской таможен подключены к специализированному порталу, обеспечивающему взаимодействие участников ВЭД при совершении внешнеторговых сделок. Благодаря этому можно провести документальный контроль без выхода должностных лиц таможенных органов на борт судна. Так, если в первом квартале 2013 года среднее время совершения таможенных операций непосредственно на борту судна составляло 96 минут, то при документальном контроле без выхода на борт – 35 минут.
Применение предварительного информирования и предварительного декларирования актуально даже в условиях устаревших, не соответствующих современным требованиям пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, каковыми в настоящее время еще остаются, например, Морской порт Магадан, Морской порт Анадырь, Морской порт Провидение: за три квартала 2013 года предварительная информация была представлена Магаданской таможне в 49% от общего числа оформленных на приход судов. Документальный контроль при прибытии морских судов, проведенный без участия должностных лиц таможенного органа в работе комиссии на борту судов, составил 50%, на убытие – 36%.