Реализация обновленной Стратегии транспортного машиностроения, разработанной ИПЕМ, при наличии государственной поддержки позволит к 2030 году довести долю российских производителей на внутреннем рынке до 92%, производителей комплектующих – до 85%.
Владимир Савчук, руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), выступил с докладом «Перспективы реализации Стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации до 2030 года» в ходе IV международной конференции «Рынок железнодорожного подвижного состава».
Свое выступление эксперт начал с анализа структуры российского транспортного машиностроения. По данным на 2012 год, в общей стоимости отгруженной продукции (услуг) производство грузовых вагонов составляло 33%, услуги по ремонту – 27%, производство запчастей – 13%, локомотивов – 11%, моторных вагонов – 9%, пассажирских вагонов – 6%, транспорта для ремонта – 1%.
В ходе доклада Владимир Савчук выделил основные препятствия к развитию транспортного машиностроения, преодолеть которые призвана обновленная Стратегия.
Системной проблемой транспортного машиностроения является отсутствие долгосрочного оплаченного спроса на современный отечественный железнодорожный и городской рельсовый подвижной состав. В среднесрочной перспективе российские предприятия столкнутся с отсутствием возможности конкурировать с зарубежными производителями по экономическим условиям приобретения машиностроительной продукции. Еще одна из серьезных проблем – отсутствие отечественного производства высококачественных комплектующих.
Владимир Савчук отметил, что составляющие системной проблемы различаются в зависимости от сферы отрасли. Так, развитие локомотивостроения и производства трамвайных вагонов тормозится из-за отсутствия долгосрочного оплачиваемого спроса. При этом, как заметил эксперт, что парки подвижного состава давно нуждаются в обновлении.
В сфере производства вагонов метрополитена ситуация иная – долгосрочный оплачиваемый спрос существует, но перед отечественными производителями стоит проблема конкуренции с зарубежными корпорациями при тендерной системе закупок на равных экономических условиях.
Основными задачами Стратегии являются:
- обеспечение роста потребления на внутреннем рынке продукции отечественного транспортного машиностроения
- стимулирование эффективного инвестиционного процесса в отрасли
- стимулирование разработки и производства инновационного подвижного состава
- повышение конкурентоспособности продукции транспортного машиностроения на внутреннем и внешнем рынках
- обеспечение условий для роста объемов экспорта продукции отечественного транспортного машиностроения
- развитие рынка ключевых высокотехнологичных комплектующих
- совершенствование кадровой политики в отрасли и обеспечение транспортного машиностроения квалифицированными кадрами
Согласно расчетам ИПЕМ, среднегодовой объем российского рынка подвижного состава к 2020 году составит 630 млрд руб., к 2030 году – 737 млрд руб. (для сравнения – в 2012 г. он составлял 465 млрд руб.). При наличии государственной поддержки доля российских производителей на российском рынке вырастет к 2020 году до 90% к и в 2030 году достигнет 92% к 2030 г. Отсутствие поддержки государства снизит этот показатель с нынешних 80% до 59% к 2020 году и до 50% - к 2030 году. Доля российских комплектующих также может значительно измениться: вырасти к 2020 году на 40 п.п. при наличии господдержки (с 45% до 85%) и уменьшиться практически в два раза (до 25% с последующим снижением до 20% к 2030 году) при ее отсутствии.
По словам Владимира Савчука, успешная реализация Стратегии приведет к повышению эффективности транспортной системы, росту конкурентоспособности предприятий транспортного машиностроения, развитию обрабатывающих отраслей промышленности и диверсификация экономики. В долгосрочной перспективе транспортное машиностроение способно внести существенный вклад в рост ВВП и развитие экономики.