Западные компании, недовольные ростом производственных издержек в Китае, все чаще переносят производство на другие, более дешевые рынки или поближе к конечному потребителю. Компании бегут из КНР в первую очередь во Вьетнам, Индию, Бангладеш, Пакистан и Индонезию. Растет интерес и к России, считают аналитики компании Valueneer.
В марте 2011 года фирма по выпуску модных мужских брюк Gardeur из немецкого Мёнхенгладбаха оказалась на грани банкротства. Выводом ее из кризиса занялся HSH Nordbank, а новый управляющий Герхард Кренцлер сразу буквально ошарашил менеджмент предложением расторгнуть все договоры о поставках из Китая. «Теперь свое производство мы сосредоточим в Тунисе», — объявил тогда новый глава Gardeur.
Сначала инициатива вызвала удивление, так как себестоимость продукции в Тунисе вдвое превышала аналогичный показатель в КНР. Однако ставку менеджер сделал на сокращение времени, которое проходит от создания эскиза нового модного продукта до его появления на полках магазина. «Когда Gardeur заказывал пошив брюк в Китае, то только их доставка морем в Европу длилась шесть недель, а в розничную продажу они попадали через три месяца», — рассказал газете Handelsblatt г-н Кренцлер.
Китай переживает взрывной рост зарплат рабочим, стоимости аренды производственных помещений и отчислений на социальное обеспечение. По данным китайского ведомства статистики, цена мигрирующей рабочей силы выросла здесь в 2012 году на 11,8% (в некоторых регионах рост составил до 20%). Власти Китая сейчас заинтересованы в первую очередь в усилении внутреннего спроса и развитии, например, экспорта своих автомобилей, то есть в производстве товаров с большой долей добавленной стоимости, а не в выпуске дешевой электроники или пошиве дешевых рубашек. Кроме того, в КНР ужесточены требования по защите окружающей среды, что также увеличивает издержки западных предпринимателей.
Быстро сориентировался в новых условиях концерн IKEA. Так, если раньше его поставщик гардин из-под Шанхая, откуда они расходились затем по всему миру, только заказами шведов был загружен на 80%, то в 2012 году его выручка рухнула почти вдвое, упав до уровня 27 млн евро. Дело в том, что IKEA уже переключилась на более выгодное сотрудничество с фирмами Юго-Восточной Азии, Пакистана и Болгарии. Ведь это дешевле и быстрее в плане доставки в торговые центры IKEA.
По мнению директора мюнхенской консалтинговой компании Beratung ROI Management Consulting Ханса-Георга Шайбе, еще больше в быстрой доставке к месту сборки автокомпонентов и запчастей заинтересованы автомобильные гиганты. Эксперт уверен, что с ростом издержек в Китае европейские автозаводы все активнее станут использовать связи с поставщиками, например из Словакии и Болгарии.
Аналитики немецкой Valueneer и американской Kellogg School of Management провели опрос специалистов по закупкам по всему миру, по итогам которого выяснили, что Китай по-прежнему останется одним из главных производственных центров мира, но многие компании в ближайшие три года планируют нарастить также поставки из Индии, Малайзии, Индонезии, Вьетнама и Филиппин. «Солидные компании все чаще расстаются с Китаем и ищут себе новые рынки поставщиков. При этом эти новые рынки не повторяют ту роль, которую играл Китай, чаще всего происходит региональное распределение по странам объема закупок, который раньше приходился на один Китай, — пояснил РБК daily глава и сооснователь Valueneer Торстен Маковски. — Россия является потенциально сильным игроком в сфере глобальных закупок. Пока, правда, лишь 9% компаний планируют увеличить там закупки. Прежде всего это компании, отличающиеся инновационностью, гибкостью и фантазией в своем развитии».
Александр Полоцкий
23 октября 2013 года