Аналитики INFOLine за IV квартал 2024 года отметили значительный прогресс в развитии электронной коммерции в сегменте non-food. Согласно последнему исследованию «Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России», рост онлайн-продаж материальных товаров составил около 35%, а емкость рынка достигла 3,7 трлн рублей. В годовом выражении динамика увеличилась до 38%, при этом общий объём рынка поднялся до 11,4 трлн рублей по сравнению с 45% в 2023 году.
Отдельное внимание аналитики уделяют мультикатегорийным маркетплейсам (без учета платформы «Авито»), доля которых выросла на 6,6 процентных пунктов и превысила 66% в 2024 году. Совокупная доля ТОП-10 лидеров рынка теперь составляет более 81% объёма интернет-продаж, что свидетельствует о консолидации рынка и доминировании ключевых игроков.
Генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров пояснил:
«При этом e-commerce продолжает драйвить общий розничный рынок и даже при замедлении продаж существенно обгоняет темпы роста офлайн-канала. Что касается снижения динамики, это в первую очередь объясняется эффектом высокой базы и сформировавшимся на сегодня высоким уровнем проникновения электронной коммерции в товарооборот. Свою роль играют также дефицит складских площадей, особенно у крупнейших маркетплейсов, и рост расходов на ‘последнюю милю’ в условиях острой нехватки курьеров и специалистов по сборке».
По итогам 2024 года, пенетрация онлайн-продаж в розничном товарообороте к началу 2025 года составила 20,6%, что на 3,4 процентных пункта выше показателей предыдущего года. В сегменте non-food доля онлайн-продаж выросла с 29,3% до 35%, а при исключении нецелевых категорий, таких как автомобили и моторное топливо, она приблизилась к 50% — рост на 7 п.п. по сравнению с 2023 годом.
Эти данные подчеркивают, что несмотря на замедление динамики роста, электронная коммерция продолжает уверенно удерживать лидирующие позиции на общем розничном рынке. Ограниченная база складских помещений и рост затрат на «последнюю милю» остаются ключевыми вызовами для рынка, требующими дальнейшей оптимизации логистических процессов.