
Рынок сборных грузоперевозок в России сталкивается с двойственным трендом: рост доступности транспорта и одновременно — спад деловой активности. В «Байкал-Сервисе» зафиксировали профицит машин и снижение объёмов, несмотря на устойчивую нагрузку от e-commerce.
Рынок диктует перевозчику
По оценке компании, в 2025 году наблюдается профицит транспорта на уровне 10% по стране. На фоне общего снижения деловой активности это трансформирует рыночную модель: если ранее дефицит водителей и техники позволял логистам формировать условия, то теперь перевозчики оказались в положении ведомых — и вынуждены адаптироваться под снижение спроса.
«Мы видим дисбаланс между предложением и спросом: грузов стало меньше, транспорта — больше. Фактически ситуация на рынке развернулась в обратную сторону», — отмечает генеральный директор «Байкал-Сервис ТК» Владимир Толкачев.
Ключевые факторы давления — это замедление торговли, рост стоимости кредитов и лизинга, а также осторожность компаний в формировании запасов.
E-commerce: стабильный якорь в нестабильной среде
Несмотря на спад в B2B-сегменте, электронная коммерция остаётся драйвером отрасли. С начала 2025 года объёмы поставок на склады маркетплейсов удерживаются на уровне пикового Q4 2024. Логистика подстраивается под географическую экспансию: наращиваются поставки в Самару, Рязань, Тамбов и Волгоград — регионы с растущей складской инфраструктурой.
Тем не менее, дефицит «окон» на приёмку в распределительных центрах остаётся острой проблемой. В ответ на это «Байкал-Сервис» увеличил срок бесплатного хранения товаров до 30 дней.
Альтернатива FBO: маркетплейсы — без логистики
Ещё один устойчивый тренд — рост объёмов продаж через маркетплейсы без использования их логистики. Продавцы всё чаще хранят и доставляют товар силами сторонних транспортных операторов, используя платформу как витрину. Такая схема снижает операционные ограничения и открывает доступ к многомиллионной аудитории на более гибких условиях.
Что впереди
Переориентация потоков в сторону дружественных России стран, цифровизация логистики и инвестиции в складскую инфраструктуру — ключевые направления, определяющие повестку отрасли. Однако, как подчёркивает Толкачев, рост сектора возможен только при восстановлении потребительской и инвестиционной активности.