Нелегальные онлайн-продажи ювелирных изделий: как маркетплейсы и государство выстраивают цифровой контроль

Аналитик в офисе проверяет на ноутбуке и мониторе онлайн-продажи ювелирных изделий, рядом на столе лоток с украшениями и отчет с графиками, концепция цифрового контроля и комплаенса в e-commerce

Годовой оборот нелегальной онлайн-торговли ювелирными изделиями в России, по оценке Совета по общественному контролю за деятельностью электронных платформ (СОКЭП), достигает 26,6 млрд руб. — это около пятой части всех онлайн-продаж украшений. На фоне замедления рынка ювелирной розницы общественники предлагают резко ужесточить регулирование цифровых площадок: от обязательной интеграции с госреестрами до права досудебной блокировки объявлений.

Для игроков e-commerce, маркетплейсов и ювелирных сетей это означает не только рост регуляторной нагрузки, но и изменение подхода к управлению цепочками поставок и данными о товаре.

Масштабы теневого сегмента: онлайн как фактор риска

По оценке СОКЭП, совокупный оборот российского рынка ювелирных изделий в 2024 году составил 459,4 млрд руб., из них 28% (128,6 млрд руб.) пришлись на онлайн-канал — маркетплейсы, классифайды и продажи через мессенджеры.

Из этих 128,6 млрд руб. порядка 26,6 млрд руб. — нелегальный оборот, связанный с:

  • продажей изделий под видом бижутерии;

  • использованием поддельных уникальных идентификационных номеров (УИН) или фейковой валидации;

  • маскировкой предпринимательской деятельности под частные продажи «личных вещей» физлиц.

Маркетплейсы уже стали значимым каналом для отрасли: по данным Sokolov, в январе—сентябре 2025 года на их долю пришлось 12,7% продаж ювелирных изделий.

Вывод для бизнеса.
Онлайн-канал не доминирует, но и не является нишевым. Любое изменение правил игры на маркетплейсах влияет на заметную долю оборота и может перераспределять спрос между «белыми» и теневыми игроками.

Как устроен легальный контур: УИН, ГИИС ДМДК и Росфинмониторинг

Розничная продажа ювелирных изделий в России регулируется отдельным блоком норм. Юристы отмечают несколько ключевых элементов этой системы:

  • Уникальный идентификационный номер (УИН). Каждое изделие получает УИН; данные заносятся в государственную информационную систему по контролю за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней (ГИИС ДМДК).

  • Специальное кассовое ПО. Операции по продаже должны проходить через специализированное программное обеспечение, интегрированное с системой учета.

  • Финансовый мониторинг крупных сделок. С августа 2025 года сделки с ювелирными изделиями стоимостью свыше 1 млн руб. дополнительно контролируются Росфинмониторингом как операции с повышенным риском.

  • Высокие штрафы за нарушения. Нарушение требований по учету и маркировке, по оценкам юристов, может приводить к штрафам, исчисляемым сотнями тысяч рублей.

По сути, на рынке уже действует модель end-to-end-прослеживаемости, сопоставимая с системами маркировки в других сегментах потребительского рынка. Разница в том, что онлайн-площадки пока не в полной мере встроены в этот контур.

Как работает нелегальный онлайн-сегмент

Эксперты, опрошенные СОКЭП и «Коммерсантом», описывают несколько типичных сценариев обхода регулирования:

  1. Продажа изделий под видом бижутерии.
    Драгметалл фактически присутствует, но в описании товара используются формулировки, позволяющие уйти от требований к учету и маркировке.

  2. Использование поддельных УИН.
    Для легитимации товара продавцы применяют вымышленные номера либо копируют идентификаторы с других изделий.

  3. Маскировка под «личные вещи».
    Товары размещаются от имени физических лиц, формально продающих собственные украшения, что позволяет избежать включения операции в контур предпринимательской деятельности.

  4. Небольшие бутики и шоурумы.
    Именно они, по оценке юристов, чаще решаются «экономить» на соблюдении правил, используя онлайн-площадки как канал быстрого и часто анонимного сбыта.

Использование маркетплейсов и мессенджеров снижает «заметность» операций: в отличие от офлайн-точки, продавцу не нужно декларировать место ведения деятельности, а контроль госорганов возникает только в случае жалобы или целевой проверки.

Что предлагают общественники: новый уровень цифрового контроля

СОКЭП направил в Минфин и Федеральную пробирную палату (ФПП) пакет предложений по борьбе с нелегальным оборотом ювелирных изделий на цифровых площадках.

Ключевые идеи:

  • Обязательная интеграция с ГИИС ДМДК.
    Все объявления в категории «ювелирные изделия» должны автоматически сверяться с госреестром по УИН.

  • Усиленная идентификация продавцов.
    Для размещения украшений — обязательная KYC-процедура, исключающая анонимные юридически значимые продажи.

  • Автоматизированный мониторинг.
    Использование алгоритмов для выявления подозрительных объявлений (массовые продажи «личных вещей», аномальные ценовые уровни, отсутствие корректных УИН и т.п.).

  • Полномочия ФПП по досудебной блокировке.
    Палата могла бы направлять площадкам требования о блокировке объявлений, не дожидаясь судебных решений.

  • Оборотные штрафы для платформ.
    Предлагается повысить ответственность маркетплейсов за допуск нелегальных товаров за счет штрафов, привязанных к обороту.

ФПП уже подтвердила получение обращения и формирует согласованную позицию. Минфин публично комментариев пока не давал.

Как реагируют платформы и рынок

По данным источников на рынке цифровых платформ, нормативные акты, определяющие порядок взаимодействия маркетплейсов с ГИИС ДМДК, уже находятся в разработке. Это должно задать технический формат интеграции и требования к проверке данных.

Часть крупных игроков декларирует, что уже внедрила элементы такого контроля:

  • Wildberries проверяет при регистрации продавцов наличие в специализированных реестрах и не допускает к продаже товары без УИН.

  • В Sokolov считают проблему нелегального оборота на платформах не критичной, подчеркивая, что покупатель сам может проверить путь изделия через ГИИС ДМДК по QR-коду.

При этом общественники убеждены, что добровольных механизмов недостаточно, и настаивают на более жесткой, формализованной связке платформ с государственными системами мониторинга.

Влияние на бизнес-модели и цепи поставок

Для участников рынка последствия ужесточения регулирования выходят далеко за рамки юридического комплаенса.

Для маркетплейсов

  • Рост затрат на IT-интеграцию и KYC.
    Потребуются доработки бэкенда для обмена данными с ГИИС ДМДК, создание новых процедур идентификации и мониторинга продавцов.

  • Риск сокращения ассортимента.
    Строгая фильтрация может «очистить» витрину от части мелких продавцов и серых схем, одновременно усилив позиции крупных сетей и брендовых игроков.

  • Усиление роли данных о происхождении товара.
    Прослеживаемость по УИН станет конкурентным преимуществом: чем быстрее платформа может подтвердить легальность цепочки поставки, тем ниже ее регуляторные и репутационные риски.

Для производителей и дистрибьюторов

  • Необходимость точного учета на всех этапах.
    Погрешности в работе с УИН, при приемке и отгрузке товаров могут приводить к блокировке карточек и прекращению продаж на ключевых онлайн-каналах.

  • Интеграция внутренних систем с требованиями площадок.
    В перспективе ГИИС ДМДК и маркетплейсы могут потребовать от партнеров более детализированных данных о движении товара — от производства до конечного покупателя.

Для логистики и операционного контура

  • Синхронизация WMS/TMS с данными маркировки.
    Ювелирный бизнес уже работает с уникальными идентификаторами, однако усиление контроля за онлайн-операциями делает критичным безошибочное сопоставление УИН, партий и местоположения изделий.

  • Управление возвратами и выкупами.
    Возврат товара в онлайн-канале при жесткой привязке к УИН требует прозрачных процедур — от приемки до повторного выставления или утилизации.

  • Повышенные требования к партнерской логистике.
    3PL-операторы, работающие с ювелирными клиентами, будут вынуждены подтвердить способность соблюдать требования по учету и хранению изделий с УИН.

Состояние спроса: меньше покупок, выше чек

Дополнительное регулирование обсуждается на фоне непростой динамики спроса:

  • по данным ФПП, в январе—октябре 2025 года натуральные розничные продажи серебряных украшений снизились на 2,58% год к году (до 37,8 млн штук), золотых — на 9,7% (до 14,9 млн штук);

  • в денежном выражении оборот рынка в январе—сентябре 2025 года, по оценке Sokolov, вырос на 11% год к году и достиг 347 млрд руб.;

  • по данным «Чек Индекса», число покупок ювелирных изделий и бижутерии сократилось на 5% год к году, при этом средний чек вырос на 3%, до 9,57 тыс. руб.

Аналитики связывают это с общей осторожностью потребителей: покупок меньше, но они более осознанные, а изделия дороже. В UVI jewellery отмечают, что растущий интерес к золоту как инструменту сохранения капитала поддерживает спрос на украшения не только как на элемент стиля, но и как на «тихую» форму инвестиций.

На фоне такой структуры спроса очистка онлайна от нелегального товара становится не только задачей государства, но и фактором доверия к брендам и площадкам. Покупатель, делающий крупную покупку «на годы», ожидает полной прозрачности происхождения изделия.

Что делать участникам рынка уже сейчас

Маркетплейсам и агрегаторам:

  • провести аудит процессов модерации и проверки УИН;

  • оценить готовность IT-ландшафта к интеграции с ГИИС ДМДК;

  • усилить KYC-процедуры для продавцов ювелирных изделий, в том числе через риск-ориентированный подход.

Ювелирным сетям и селлерам:

  • выстроить внутренний контроль за корректностью УИН на всех этапах движения товара;

  • синхронизировать данные ERP/WMS с требованиями площадок и государственных систем;

  • подготовить доказательную базу прослеживаемости изделий для возможных проверок.

Логистическим и 3PL-операторам:

  • адаптировать процессы хранения и обработки партий с ювелирными изделиями под требования по маркировке и учету;

  • формализовать SLA с заказчиками с учетом рисков блокировки товаров и усиления контроля.

Вместо заключения

Нелегальный оборот ювелирных изделий в онлайне перестал быть «точечной» проблемой отдельных шоурумов и мелких продавцов. При объеме 26,6 млрд руб. в год это уже системный фактор, влияющий на конкурентную среду, доверие потребителей и устойчивость цепочек поставок.

Ужесточение регулирования неизбежно приведет к росту требований к цифровой прослеживаемости и качеству данных о товаре. Те игроки, кто уже сегодня выстраивает прозрачные процессы учета, интеграции с госреестрами и управления логистическими операциями, получат стратегическое преимущество в очищающемся рынке.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости