Онлайн-ритейл в России: рост сохраняется, но темпы замедляются

Современный склад с автоматизированными роботами для перевозки коробок и контролем логистики через планшет

По данным IBC Real Estate, в первом полугодии 2025 года объем онлайн-продаж в России достиг 6,5 трлн руб., что на 20% больше, чем годом ранее в сопоставимых ценах. Несмотря на положительную динамику, эксперты прогнозируют замедление темпов роста до конца года.

Ключевые цифры

  • Объем онлайн-продаж: 6,5 трлн руб. за январь—июнь 2025 года

  • Количество заказов: 5 млрд шт. (+37% г/г)

  • Средний чек: 1 350 руб. (снижение на фоне инфляции)

  • Прогноз на 2025 год: 14,2 трлн руб. (+20% г/г), 10,8 млрд заказов

 

Динамика реальных темпов роста (в сопоставимых ценах) оборота розничной торговли и онлайн-продаж, %

График динамики темпов роста розничной торговли и онлайн-продаж в России 2020–2025 годы, данные IBC Real Estate, Минэкономразвития и Росстата.

Высокая база сдерживает рост

Эксперты связывают замедление динамики с эффектом высокой базы. Для сравнения: в 2020 году рынок прибавил 54,9%, в 2023-м — 38,8%, а в 2024 году рост составил 27,3%.

 

Объем онлайн-продаж и темп роста в сопоставимых ценах, млрд руб. и % г/г

График объема онлайн-продаж в России и темпов их роста в сопоставимых ценах за 2018–2025 годы, данные IBC Real Estate.

Консолидация рынка

Наибольший вклад в рост традиционно обеспечивают универсальные маркетплейсы. На них приходится:

  • 83% всех заказов (4,1 млрд шт.),

  • 68% объема продаж (4,4 трлн руб.).

Для сравнения, в 2024 году эти показатели составляли 82% и 65% соответственно. Такая динамика объясняется сокращением среднего чека при росте частоты покупок, что особенно заметно в категориях «одежда и обувь».

Почему растут маркетплейсы

Главные драйверы:

  • масштабирование базы активных потребителей,

  • развитие клиентского сервиса,

  • дополнительные финансовые сервисы (например, собственные банки),

  • улучшение логистики и скорости доставки.

По словам Екатерины Ногай, руководителя департамента исследований и аналитики IBC Real Estate:

«Онлайн-торговля демонстрирует устойчивую положительную динамику, несмотря на замедление темпов. Растет не только объем продаж, но и количество заказов. Это отражает сформировавшиеся потребительские привычки и усиливающееся доверие к онлайн-каналам».

Перспективы

В 2025 году объем онлайн-продаж достигнет 14,2 трлн руб., что укрепит позиции сектора как ключевого драйвера российского ритейла. При этом тренд на консолидацию будет усиливаться, закрепляя лидерство крупнейших универсальных маркетплейсов.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости