Основная задача управления запасами — обеспечить успешное достижение целей компании при минимальных затратах. При осуществлении транспортно-складских операций решается задача как можно большей минимизации запасов продуктов, хранящихся на складе.
Компании в случае распределения продукции на региональных рынках планируют содержание большего объема запасов, чем это требуется для обычной работы. Из-за расширения географических масштабов деятельности срок поставок увеличивается, а колебания продолжительности времени доставки становятся более частыми и имеют значительный разброс. Более того, неопределенность, потенциально свойственная региональным связям, также требует увеличения размеров страхового запаса во избежание срывов поставок и колебаний спроса.
В связи с насыщением рынка товарами и, как следствие, все более обостряющейся конкуренцией происходит переход от рынка продавца к рынку покупателя, что вызывает необходимость быстрого реагирования систем торговли на постоянно изменяющиеся требования потребителей. Поэтому для максимального удовлетворения спроса потребителей поддерживается соответствующий их запросам уровень запасов. Но с точки зрения логистики и маркетинга управление запасами — это баланс между двумя целями, взаимоисключающими друг друга в своих полярных точках:
- сокращение совокупных затрат, направленных на содержание запасов, и
- обеспечение бесперебойного удовлетворения потребителя.
Данное утверждение позволяет выделить правило управления запасами: увеличение запасов целесообразно до тех пор, пока предполагаемая выгода превышает затраты на содержание дополнительных запасов и отвлечение оборотных средств. В нестабильной экономике, с большой вероятностью невыполнения условий первоначальных контрактов или возникновением непредвиденных заказов, приведенное выше правило также корректируется на упущенную прибыль, связанную с отсутствием требуемых потребителем материалов или готовых продуктов. Отсюда следует, что для того, чтобы соблюсти вышеперечисленные требования, надо относиться к управлению запасами как к процессу, требующему постоянного внимания менеджеров по логистике. В таком случае, под управлением запасами понимается непрерывный циклический многогранный процесс, имеющий целью поддержание минимального для компании и максимально удовлетворяющего требованиям рынка, компромиссного, уровня запасов. Такой уровень запасов считается оптимальным.
Одна из задач менеджера по логистике в компании - разработка взаимосвязанной совокупности методов формирования системы управления материальными потоками в компании. Такая система обеспечивает максимальное удовлетворение спроса потребителей при минимальных затратах в каждом узле материального потока.
Благодаря внедрению концепции логистики, многие компании оказываются последовательно связанными друг с другом, и производство и система запасов приобретают взаимосвязанный характер. В такой ситуации, анализируя систему управления материальными потоками, нужно исходить из подхода системного регулирования, позволяющего гармонично соединить все звенья и соразмерять объемы сбыта и запасов. Следовательно, для рационального управления запасами в компании разрабатывается стратегия управления запасами, заключающаяся в создании четкого формализованного алгоритма бизнес-процессов планирования, закупки и распределения товарных потоков компании.
Ырысбек Ташбаев Logistics.ru