Использование макроэкономических показателей в планировании деятельности логистических транспортных компаний в сфере контейнерных перевозок

В статье предложены рекомендации для краткосрочного и среднесрочного планирования деятельности логистических транспортных компаний в сфере контейнерных перевозок, ориентируясь на макроэкономические показатели.

Своевременно обработанные данные макроэкономического анализа, безусловно, могут правильно расставить акценты в базе информации, которая будет использоваться для прогноза развития экономической ситуации в сфере контейнерных перевозок.

Идеи прогнозирования экономического развития при помощи так называемых опережающих индикаторов (leading indicators) впервые стали реализовываться в 1930-е годах в США. Позднее, в 1960-х годах в США стали выходить регулярные ежемесячные публикации соответствующих показателей. В середине 1980-х годов Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) подготовил расчет опережающих индикаторов для стран-членов ОЭСР, и в дальнейшем уточненные опережающие индексы рассчитывались для отдельных стран, членов ОЭСР (Турции, Кореи, Польши и Венгрии).

Представляется целесообразным формализация информации для осуществления кроткосрочного и среднесрочного прогнозов в сфере контейнерных перевозок в три группы прогнозных индикаторов. Индикаторы первой группы First Forecast Macroeconomic Indicators (FFMI) носят упреждающий характер. Не являясь по своей сути существенными для текущей оперативной деятельности в транспортной деятельности, эти показатели, тем не менее, могут указывать на динамику изменения важнейших макроэкономических показателей и маркетинговых показателей транспортных рынков. Индикаторы второй группы Second Forecast Macroeconomic Indicators (SFMI) представляют из себя совокупность основных макроэкономических факторов и наиболее значимых показателей функционирования транспортного рынка. Ключевые прогнозные индикаторы (Кey Forecast Indicators, KFI), представляющие третью группу прогнозных индикаторов предназначены для непосредственного использования в процессе краткосрочного и среднесрочного планирования.

Всецело и полностью соглашаясь с утверждением Д.Нортона и Р.Каплана «If you can’t measure it, you can’t manage it» (Если вы не можете это измерить, то вы не можете этим управлять), предлагается присваивать условные баллы, оценки для показателей, которые не могут быть выражены в численных значениях.

Прогнозные индикаторы, систематизированные по группам для оценки деятельности логистических транспортных компаний в сфере контейнерных перевозок, представлены на схеме на рис 1.

[[{"fid":"1879","view_mode":"default","type":"media","attributes":{"height":740,"width":1000,"alt":"Схема определения ключевых прогнозных показателей (KFI) через первичные и вторичные макроэкономические прогнозные показа","title":"Схема определения ключевых прогнозных показателей (KFI) через первичные и вторичные макроэкономические прогнозные показа","class":"media-element file-default"}}]]

 

Индикаторы первой группы First Forecast Macroeconomic Indicators (FFMI)

Ваltic Dry Index (BDIY)

Ваltic Dry Index (BDIY) это биржевой индекс, ежедневно рассчитываемый Балтийской биржей в Лондоне и, отражающий реальную, текущую стоимость перевозок сухих навалочных и, частично, наливных грузов морем по основным мировым маршрутам.

Ценность и достоинство BDIY в сравнении с другими биржевыми показателями заключается в том, что BDIY дает реальный уровень спроса на сырьевые товары на текущий момент и полностью лишен всякого рода спекуляций, что так характерно подавляющему большинству биржевых индексов. Для расчета BDIY используется информация реально совершенных сделок по перевозкам грузов морем между компаниями-судовладельцами и компаниями-грузовладельцами. Отсутствие при расчете BDIY таких факторов как изменение политической ситуации в каком-либо регионе мира, фьючерсные контракты, эффект товаров-субститутов позволяет отслеживать динамику экономической активности мировой промышленности в реальном времени.

Сухие навалочные грузы, учитываемые при расчете BDIY, в основном предназначены для нужд базовых отраслей промышленности, определяющих в конечном итоге, развитие экономики в целом. К таким грузам относятся руда, уголь, цемент, зерно, удобрения и т.д. Безусловно и очевидно, что увеличение активности перевозок таких грузов ведет к росту производства, экономическому подъему, и, как следствие, увеличение спроса на топливо, повышение цены на нефть.

Экономическая сущность BDIY сводиться к расчету усредненных таймчартеров выраженных индексами Baltic Exchange Capesize Index (BCI) (для судов дедвейтом 172 000 тонн.), Baltic Exchange Panamax Index (BPI) (74 000 тонн.), Baltic Exchange Supramax Index (BSI) (562 454 тонны), Baltic Exchange Handysize Index (BHSI) (28 000 тонн). Учитываются такие направления грузопотоков как, Гибралтар – Гамбург; Средиземное море-Дальний Восток; Китай (Япония) – Средиземное море; Северная и Центральная Европа – Бразилия ; Мексиканский залив – Северная Европа; Северная и Центральная Европа – Бостон (Галвестон) и т.д.

Если проследить динамику изменения значений BDIY и стоимости нефти марки ВRENT, то выявляется зависимость между этими двумя показателями, заключающаяся в то, что при достаточно резком увеличении BDIY через некоторое время происходит увеличение стоимости нефти. Так, в 2009 резкое изменение индекса BDIY с конца января (880) по начало марта (1642) повлекло изменение цены на нефть с середины марта ((44,75 (ам. долл. за баррель)) до начала июня – 70,79. В 2010 г. падение BDIY с конца мая по начало июля с 3943 пунктов до 1700 вызвало изменение цены на нефть в течение августа с 81.33 до 74.61. И, соответственно, в 2011 году BDIA с начала января по конец февраля изменились с 1084 по 1260, а цены на нефть отреагировали с середин марта по конец апреля с 112,84 по 124.99.

Уровень спроса на услуги в структуре потребления при расчете ВВП

Как известно, при расчете ВВП по расходам учитывается четыре составляющих : объем потребления, объем инвестиций, правительственные расходы и чистый экспорт. Величина объема потребления наиболее существенно влияет на конечный уровень ВВП и обычно составляет в общей структуре показателя около 60%. В свою очередь, объем потребления подразделяется на товары длительного пользования, краткосрочного пользования и услуги.

Как показывает анализ кризисных ситуаций в различных странах, именно резкое снижение спроса на услуги является первым «сигналом тревоги» снижения значения ВВП в той или иной экономической системе. Действительно, в ситуации либо снижения платежеспособности населения , либо резкого повышения цен, покупатель, прежде всего, отказывается от необязательных для выживания в критический период услуг. И только следующим шагом может быть экономия на питании и одежде (товары краткосрочного пользования), на мебели и автомобилях (товары длительного пользования).

Периодически проводя маркетинговый мониторинг рынка услуг в регионе на предмет динамики изменения количества фирм, представленных на рынке и динамики изменения спроса, можно оценить тенденции изменения уровня ВВП в ближайшие недели (месяцы). В числе услуг, которые могут оказаться в спектре маркетинговых исследований могут быть консалтинговые услуги (в т.ч. в сфере транспортно-экспедиторской деятельности) ; услуги по оформлению разного рода при различных государственных структурах. Полезную информацию, также, можно получить с рынков бытовых услуг (ателье, прачечные, парикмахерские, ремонтные мастерские разного профиля). Информация о резком снижении спроса в сфере услуг зачастую используется экономистами как один из самых чувствительных индикаторов наступающего экономического кризиса. В сфере промышленного производства негативные симптомы надвигающейся кризисной ситуации проявляются гораздо позже.


Котировки акций российских транспортных компаний и российских компаний производителей контейнеропригодных товаров на Лондонской фондовой бирже

Лондонская фондовая биржа наболее «освоена» российскими компаниями. Сегодня около 10% объема всех операций с ценными бумагами, осуществляемых на Лондонской фондовой бирже, приходится на российский российский бизнес. Кроме того, по сравнению, например, с Нью-Йоркской и Гонконгской фондовыми биржами Лондонская биржа исторически более привлекательна для иностранных инвесторов. В настоящее время на Лондонскую фондовую биржу приходится около 50% международной торговле акциями.

Мониторинг котировок акций или глобальных депозитарных расписок (GDR, Global Depositary Receipt) ведущих транспортных предприятий России («голубых фишек» транспортной отрасли) позволяет определить текущую капитализацию той или иной компании. Подобного рода информация также интересна и о российских компаний производителей контейнеропригодных грузов. Одна GDR может соответствовать определенной части акции, одной акции, части или нескольким акциям и обычно может обращаться в нескольких европейских странах. Сопоставляя стоимость акций какой-либо компании в течение определенного промежутка времени можно проводить анализ относительно перспектив этой компании в ближайшем будущем.

В числе крупнейших российских транспортных компаний, представленными на Лондонской бирже ОАО «Трансконтейнер», железнодорожный оператор «Globaltrans», оператор контейнерных терминалов «Global Ports».

Однако не менее интересна может быть и информация на Лондонской бирже и о компаниях, формирующих потенциал грузовой базы для перевозок в контейнерах.

В соответствии с Концепцией комплексного развития контейнерного бизнеса в холдинге «РЖД» от 2011 года, в 2012 году во внутренних контейнерных железнодорожных перевозках будет перевезено непродовольственных товаров народного потребления будет перевезено 129 тыс. TEU, строительных грузов 99 тыс. TEU. , продовольственных продуктов 112 тыс. TEU., химической продукции тыс. TEU. , целлюлозно-бумажной продукции 59, машин и оборудования 59 тыс. TEU. , автомобили и комплектующие 40 тыс. TEU, а также цветные металлы, черные металлы и прочие. В структуре импортных контейнерных железнодорожных перевозок на 2012 год в «пятерку» лидеров входят автомобили и комплектующие 191 тыс. TEU , химическая продукция 72 тыс.TEU , непродовольственные товары народного потребления 53 тыс. TEU , строительные грузы 34 тыс. TEU , продовольственные продукты 11 тыс. TEU. В экспорте приоритет принадлежит целлюлозно-бумажной продукции 180 тыс. TEU , химической продукции 107 тыс. TEU , цветным металлам 79 тыс. TEU , черным металлам 50 тыс. TEU , строительным грузам 29 тыс. TEU , продовольственным продуктам 19 тыс. TEU.

В числе крупнейших грузообразующих компаний для контейнерных перевозок, представленных на Лондонской бирже ОАО «Уралкалий» (производитель калийных удобрений, ОАО «ФосАгро» (производитель фосфоросодержащих удобрений) ЗАО «Тандер» (розничная сеть «Магнит»), X5 Retail Group.
Интересны также и пресс-релизы компаний, которые обеспечиваются сервисной новостной службой Лондонской фондовой биржи. В этом разделе размещаются отчеты о деятельности компании, сообщается о корпоративных изменениях в компании, о новых структурах, о новых назначениях в совет директоров, информация о новых директорах и т.п.

 

Показатели развития рынков в отчетах, обзорах, докладах UNСTAD, OPEC, FAO и т.д.

Информация, содержащаяся в этих источниках, безусловно, интересна и полезна. Как правило, доклады или отчеты представляются ведущими мировыми экспертами в своих областях. Чрезвычайно важен взгляд такого уровня специалистов на прогноз потребления товаров, перевозимых контейнерами в России и в мире, а также прогноз развития рынков «политических ресурсов» - нефти и зерна.
Прогноз урожая зерновых в ближайшей перспективе может существенно влиять и на интенсивность таких контейнерных грузопотоков, как перевозки туш домашних животных (зерно является одним из самых лучших кормов для скота) и, естественно, как перевозки удобрений.

 

Индикаторы второй группы Second Forecast Macroeconomic Indicators (SFMI)

Цена на нефть

Трудно переоценить значение этого фактора не только на деятельность логистических компаний , но и на всю экономическую ситуацию в стране в целом. Из дохода бюджета Российской Федерации за 2011 г. в 11,366 трлн. руб. львиную долю составляют доходы от экспорта углеводородов – 5, 642 трлн. руб.

Сегодня колебание цены нефти на 1 доллар для бюджета означает изменение на 2 млрд. долларов, или 65 млрд. руб. по курсу ЦБ. Как планируется правительством корректировать бюджет в случае резкого снижения цены на нефть сейчас предполагать сложно. Но в любом случае (будь то урезание программ по увеличению зарплаты военным, работникам в бюджетной сфере, медицины или в других областях) резкое снижение цены на нефть может существенно повлиять на покупательскую способность десятков миллионов российских граждан.

Так, в 2012 году на индексацию зарплаты бюджетникам Правительством РФ будет выделено 20 млрд. руб. из бюджета, а на повышение зарплаты военным, полицейским и другим и другим силовым ведомствам в бюджете предусмотрено 1,68 трлн. рублей на три года. Как известно, Федеральный бюджет на 2012 г. рассчитан, исходя стоимости нефти 100 ам. долларов за баррель. Таким образом, если предположить, что, например, стоимость нефти упадет до 90 долларов за баррель, то это падение практически «съест» более, чем третью часть всех средств, выделенных силовым ведомствам на три года, а о зарплате бюджетникам и говорить не приходится. Падение стоимости нефти лишь на 1 доллар превосходит сумму, предназначенную бюджетникам на индексацию зарплаты более, чем в три раза.

Этот пример наглядно показывает прямую зависимость платежеспособности целых слоев населения России от цены на нефть. И, безусловно, это впрямую влияет на потребление таких товаров как непродовольственные товары народного потребления, строительные грузы, продовольственные продукты, автомобили и комплектующие. То есть на товары, которые входят в лидирующую группу грузов, перевозимых в контейнерах по российским железным дорогам.

Следует также отметить, что помимо закономерно ожидаемого снижения спроса на российские нефть и газ, связанного с общеизвестными проблемами в еврозоне, есть еще несколько тенденций, которые могут изменить соотношение спроса и предложения на этих рынках. Прежде всего, это очень существенные инвестиции в нефтедобывающую промышленность в Ираке и Саудовской Аравии. Уже к 2015 году Ирак планирует увеличить объем добычи вдвое, т.е. до 5-6 млн. баррелей в день, а Саудовской Аравии за первые три месяца 2012 года был отмечен рекордный объем добычи нефти – 9,9 млн. баррелей в день (по данным Минэнерго РФ в России сейчас эта цифра составляет около 10, 3 млн. баррелей в день). Кстати, именно Саудовская Аравия, по мнению Е.Гайдара, была главной «виновницей» развала Советского Союза. В 1985 году Саудовская Аравия объявила, что прекращает политику сдерживания добычи собственной нефти в знак солидарности с Афганистаном, ведущего военные действия против СССР. За полгода после этого заявления объемы добычи Саудовской Аравии возросли почти в 4 раза, цены резко упали (до 20 долл. за баррель) и, в результате, только в 1986 году Советский Союз на этом рынке потерял 13 млрд долл.., существенно ослабив экономику страны в целом.

Другая тенденция, которая может реально повлиять на соотношение спроса и предложения на рынке углеводородов связана с постоянно совершенствующейся технологией добычи нефти и газа из сланцевых песков в США. Уже сейчас добыча нефти из сланцевых считается рентабельной при цене USD 100 за баррель, а цена на природный газ в США сегодня составляет около USD 80 за 1000 куб.м., т.е. в 4-5 раз меньше, чем в Европе.

В транспортной логистике динамика цен на топливо может влиять на изменения направления грузопотоков и приоритет одного вида транспорта над другими. Транспортно-экспедиторские компании, специализирующиеся в области интермодальных перевозок должны тщательно увязывать текущую конъюнктуру рынка нефти с потенциалом оперируемого транспорта: морских судов, железнодорожных вагонов, автотранспорта. Так как при резком возрастании цены на топливо морские перевозчики наиболее уязвимы и наземные перевозки становятся более востребованными. Доля издержек на топливо в морских перевозках гораздо выше нежели при наземных и поэтому судоходные компании вынуждены прибегать к гораздо более решительным мерам в стратегии предоставления услуг. Это может выражаться в существенном повышении фрахтовых ставок (или введения надбавок), изменения скорости движения судов (slow steaming), изменение графика движения судов. Все эти мероприятия, безусловно, снижают привлекательность морских перевозок и ведут к нестабильному финансовому состоянию компании. Так, например, резкий скачок цен на топливо в 2011 году привел Maersk Line к убыткам в 2011 году в 537 млн.долл.СШ, в то время как терминальная структура Maersk APM показала прибыль 649 млн.долл., а дочерняя структура Maersk DAMCO, специализирующаяся на наземных перевозках прибыль в 97 млн.долл.


ВВП, уровень инфляции и безработицы

ВВП, выражающий конечную стоимость товаров и услуг, является измерителем национального производства страны. Уровень ВВП определяет насколько реализуется конечная и главная цель экономической деятельности в государстве – обеспечению населения товарами и услугами. Общий объем ВВП наряду с ВВП на душу населения и ростом промышленного производства являются основными критериями определения экономического роста государства.

Динамика роста ВВП оказывает прямое влияние на величину спроса и на перевозки грузов, в том числе и в контейнерах. Как правило, у стран, имеющих достаточно высокий уровень роста ВВП наблюдается также и устойчивый рост перевозок в контейнерах. Так в Китае , где рост ВВП сегодня составляет около 7,5 %, расположены самые мощные порты по обработке контейнеров. Лидером мирового рейтинга контейнерных портов является Шанхай. По прогнозам объем контейнерооборота Шанхая в 2012 г. составит около 33,5 млн. TEU, что приблизительно на 5,5 % больше чем в 2011 г.

Сегодня, также существуют и сценарий существенной девальвации рубля для обеспечения обязательств по бюджету в случае падения цен на нефть. Однако, это, как известно, приводит к ускорению инфляции, предкризисному явлению, которое существенно бьёт по карману россиян, и, как следствие, ограничивает потребление товаров-грузов перевозимых в контейнерах.

Уровень инфляции, конечно, очень труднопредсказуемый показатель, прежде всего, потому что основным инструментом «разгона» инфляции являются решения правительства стран о дополнительной эмиссии.

В США, как известно, глава Федеральной резервной системы (ФРС) Бен Бернанке получил прозвище Бен – вертолет (Helicopter Ben). В своем выступлении в 2002 году он заявил, что США в любой момент может напечатать столько долларов, сколько будет необходимо, упомянув при этом известный образ знаменитого экономиста Милтона Фридмана вертолет, разбрасывающий деньги с неба.

Для стран, в основном ориентированных на производство сырья (к которым, к сожалению, сегодня относится Российская Федерация) характерно также и явление стагфляции – одновременное увеличение темпов инфляции и уровня безработицы.

Конечно, с одной стороны, безработица является следствием падения производства и, соответственно, снижением роста ВВП страны, но, с другой стороны, высокий уровень безработицы позволяет руководству компании более жестко подходить к формированию фонда заработной платы. Таким образом, представляется необходимым одновременное отслеживание и сопоставление динамики изменения роста ВВП, показателей уровней инфляции и безработицы.


Доли ведущих российских компаний на соответствующих рынках

Динамика изменения доли крупных компаний на соответствующих рынках, безусловно, очень ценная информация для формирования стратегических целей компании.

Реально оценивая собственный потенциал, транспортно-экспедиторской (логистической) компании необходимо выработать такой стратегический план развития, который с одной стороны полностью бы реализовывал возможности компании в этом сегменте рынка, а с другой стороны максимально обеспечивал бы адаптацию к сложившимся на рынке потребительским предпочтениям.

Несомненно, оценка развития рыночной и корпоративной деятельности лидеров отрасли, таких компаний, например, как ОАО «Трансконтейнер», «Globaltrans», «Global Ports» позволяет компании строить свою деятельность исходя из существующих реалий.

Не менее важную информацию можно получить и с рынков компаний – производителей контейнеропригодных грузов. Доли и статус такого уровня компаний позволяют определить специфику структуры рынка, рыночную модель: монополия, олигополия или монополистическая конкуренция. Кроме того, как известно, особенно в России ведущие компании на рынке обладают мощным административным ресурсом, который зачастую используется не только для решения текущих, повседневных задач компании. Административный ресурс успешно используется такими компаниями для активного влияния на формирование правил и условий перевозок в собственных интересах.

Для целей планирования деятельности транспортно-логистичекой компании представляется целесообразным позиционирование и оценка различных долей соответствующих компаний на следующих типах рынков:

  • отраслевые рынки;
  • региональные рынки;
  • рынки логистических (транспортно-экспедиторских) услуг на крупных транспортных узлах (порты, терминалы).

Планируемый объем производства грузов для контейнерных перевозок

Точно определить уровень предложения на рынке контейнерных перевозок чрезвычайно сложная задача. Однако понимание динамики развития тех или иных тенденций в сфере производства, например, удобрений, автомобилей, строительных материалов, оценка перспектив будущих урожаев сельхозпродуктов, рыбных промыслов, поголовья скота и т.д., безусловно, важно. «Всплеск или «обвал» производства каких-либо грузов в отдельно взятом регионе может привести к интенсивности контейнерных грузопотоков и даже к формированию новых направлений.

Временной лаг, промежуток времени между первичными и вторичными прогнозными индикаторами различен. Ориентировочные значения этих периодов времени представлены в таблице 1.

Таблица 1. Временные промежутки между первичными и вторичными прогнозными индикаторами

Первичные прогнозные макроэкономические индикаторы (FFMI) Вторичные прогнозные 
макроэкономические индикаторы
(SFMI) Временной промежуток между индикаторами

Baltic Dry Index

Цена на нефть

1-2 месяца

Стоимость услуг (в структуре ВВП)

ВВП, уровень инфляции и безработицы 3-6 месяцев 

Котировки акций российских транспортных компаний и компаний – производителей контейнеропригодных грузов на Лондонской фондовой бирже.

Доли ведущих российских компаний на транспортных рынках и рынках контейнеропригодных шрузов

1-3 месяца

Показатели развития транспортных и грузовых рынков в отчетах, обзорах, докладах UNСTAD, OPEC, FAO и т.д.

Планируемый объем производства грузов для контейнерных перевозок

3-12 месяцев

 

Ключевые прогнозные индикаторы (Кey Forecast Indicators, KFI)

Предложенные в данной статье ключевые прогнозные индикаторы (KFI) , как информационные ресурсы для непосредственного формирования краткосрочного и среднесрочного плана деятельности логистической компании на рынке контейнерных перевозок, на наш взгляд, могут полностью обеспечить успешность бизнес-планироваения.

Прогноз издержек на топливо и прогноз издержек на заработную плату персоналу позволяют дать достаточно точную оценку затратной части, а прогноз спроса на перевозки грузов, прогноз позиционирования компании на рынке и прогноз уровня объема грузовой базы в контейнерных перевозках дают возможность оценить перспективы будущих доходов компании.

 

Дмитрий Ушаков

к.э.н., заместитель генерального директора 
по интермодальным перевозкам
ООО «Транспортно-экспедиторский Альянс Восток-Запад»

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости