Растущие инфляционные ожидания и изменившиеся потребительские привычки в России привели к снижению продаж в секторе fashion-ритейла на 10% в летние месяцы 2024 года по сравнению с тем же периодом прошлого года. Торговые сети, столкнувшись с сокращением покупательского трафика, начинают пересматривать свои планы — вместо агрессивной экспансии они теперь закрывают часть магазинов.
По данным Focus Technologies, с июня по август 2024 года число покупателей в магазинах одежды и обуви уменьшилось на 10% по сравнению с прошлым годом. В то же время, Mall Index — показатель, отражающий количество посетителей на 1 тысячу квадратных метров торговых площадей, — снизился всего на 2%. Руководитель департамента торговой недвижимости CMWP Зульфия Шиляева также отмечает падение числа чеков в fashion-магазинах.
Несмотря на это, оборот магазинов одежды и обуви за три летних месяца 2024 года вырос на 5%, что связано с увеличением среднего чека на 17%. Однако это лишь частично компенсировало снижение посещаемости. Михаил Васильев, руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies, связывает потери fashion-ритейлеров с растущей конкуренцией.
Василий Григорьев, директор отдела исследований рынка CORE.XP, отмечает, что за последние два года продавцы одежды и обуви из России, Турции и стран Азии активно занимали освободившиеся торговые площади. Екатерина Ногай, руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate, добавляет, что с начала 2023 года в Россию пришло 40 новых международных брендов, что также усилило конкурентное давление на рынке.
Кроме того, меняется и подход к потреблению: российские покупатели стали реже покупать одежду из-за желания, делая выбор в пользу необходимых и универсальных вещей. «Тренд на умную экономию усиливается», — отмечает Евгения Хакбердиева, директор департамента торговой недвижимости NF Group. Это приводит к тому, что ритейлеры вынуждены пересматривать свои стратегии и планы развития.
Многие компании отмечают рост онлайн-продаж. Например, Ксения Рясова, генеральный директор Finn Flare, говорит, что летний трафик в магазинах сократился на 10% год к году, но продажи на маркетплейсах растут. Кирилл Цеджинов, генеральный директор Munz Group, оценивает падение трафика в 18% и добавляет, что потребители тратят больше денег на продукты и развлечения, откладывая покупки одежды.
Илья Ярошенко, президент Baon, также подтверждает снижение посещаемости магазинов в августе, связывая это с теплой погодой, которая отложила сезонные покупки одежды. Алексей Ванчугов, управляющий партнер «Ванчугов и партнеры», считает, что на рынке наблюдается пересмотр планов развития, обусловленный растущими инфляционными ожиданиями и изменением потребительских привычек.
Как следствие, многие ритейлеры уже делают перерыв в открытии новых магазинов и оценивают эффективность своих текущих локаций. Так, Finn Flare временно приостановил развитие новых точек продаж, а активная ротация среди арендаторов торговых центров продолжится.
«Трафик — один из компонентов товарооборота, и когда этот показатель снижается, сетям приходится пересчитывать бизнес-планы», — объясняет Кирилл Цеджинов. В условиях текущей неопределенности и конкуренции ритейлерам важно пересматривать стратегии, оптимизировать операционные расходы и активно развивать онлайн-каналы.