Чай по коду: что грозит рынку, если маркировку не отложат

Пирамидальный чайный пакетик с зелёным чаем на деревянной поверхности — символ отрасли, готовящейся к обязательной маркировке

В 2026 году российские производители чая и кофе столкнутся с новой реальностью — обязательной маркировкой продукции. И судя по всему, к ней готовы не все. Бизнес предупреждает о рисках сбоев поставок и удорожания.

Когда реформа приносит больше проблем, чем решений — бизнес начинает говорить вслух. Именно это происходит на рынке чая и кофе, где участники массово просят правительство отложить запуск обязательной маркировки в системе «Честный знак».

В чём суть требований?

Согласно действующему постановлению, переход на обязательную маркировку напитков с какао начнётся с декабря 2025 года, чая — с апреля 2026 года, а кофе — с июня того же года. Эксперимент уже завершён — его провели летом на 39 производственных линиях. Теперь от производителей требуют полной готовности.

Однако отраслевое объединение «Росчайкофе» предупреждает: участники рынка не успевают адаптировать производственные цепочки и закупить нужное оборудование. И просят продлить эксперимент минимум до конца 2025 года.

Что не так с маркировкой?

Проблем несколько, и все они — на стыке технологий, экономики и логистики:

  • Технические ограничения. Производственные линии по выпуску порционных товаров (например, «кофе 3 в 1» или чай в индивидуальных саше) работают со скоростью до 550 упаковок в минуту. А оборудование по маркировке — максимум 350. Итог: падение производительности до 20%.

  • Рост себестоимости. Стоимость одного кода — около 0,6 руб. При этом себестоимость отдельных продуктов не превышает 10 руб. Удорожание в сегменте индивидуальных упаковок доходит до 40%.

  • Инвестиционные барьеры. Внедрение маркировки обходится крупным компаниям в 100 млн — 1 млрд руб. Для малого и среднего бизнеса — неподъёмная сумма. А получить льготные кредиты не удаётся: отрасль не подпадает под программы господдержки.

  • Логистические риски. Длинные сроки поставки оборудования (до 6 месяцев), дефицит квалифицированных кадров на складах и рост количества ошибок при нанесении маркировки — всё это уже отражается на цепочках поставок.

Аргументы «за» и «против»

Что говорит государство:

  • Маркировка борется с фальсификатом: по оценкам ВШЭ, 13% рынка растворимых напитков — нелегальные товары.

  • Это добавит 19 млрд руб. в бюджет за счёт «обеления» рынка.

  • Система уже работает в других категориях: вода, молочка, парфюмерия.

Что говорит рынок:

  • Уже зафиксированы случаи нелегальной продажи кодов.

  • Масштабные ошибки при маркировке приводят к перемаркировке партий.

  • Реальная нагрузка ложится на логистов и производителей, а не на «теневой сектор».

Как это отразится на логистике

Маркировка — не просто наклейка с кодом. Это новый элемент в логистической цепочке. От производства до склада, от склада до торговой точки — каждая единица должна быть отсканирована, учтена, внесена в систему. А в условиях ускоренной фасовки, сезонных поставок и высокой чувствительности к цене — это превращается в серьёзное испытание.

  • Увеличение числа операций с каждой единицей товара.

  • Рост времени на приемку, сортировку и отгрузку.

  • Дополнительное обучение персонала и новые ИТ-интеграции.

Что говорит индустрия

«Если положить в одну упаковку кофе старого и нового урожая, это снижает его вкус. Маркировка — способ сохранить качество. Но техническая неготовность всё испортит», — Денис Мансуров, директор «Ингрессо Кофе».

«На складах выросло число ошибок. До 5% продукции приходится перемаркировать», — Оксана Любивая, CEO группы компаний Prostore.

«Основной фактор роста цен — не маркировка, а сырьё, энергия и логистика. Маркировка — это инструмент прозрачности, а не риска», — Анна Орлова, АКОРТ.

Что дальше?

Минпромторг не готов пересматривать сроки. Но бизнес настаивает: без адаптации логистических процессов, реформы не получится. И дело не только в ценах. Дело — в стабильности поставок, особенно в предновогодний пик.

В ближайшие месяцы рынок чая и кофе станет тестовой площадкой не только для маркировки, но и для того, насколько эффективно работает государственно-частное взаимодействие в логистике. Итоги этого теста повлияют на всю FMCG-отрасль.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости