Импорт пива из стран Евросоюза в Россию обвалился до десятилетнего минимума. В сентябре 2025 года в страну поступило всего около 3 тыс. тонн европейского пива — вдвое меньше, чем месяцем ранее и наименьший показатель с января 2015 года (2,8 тыс. тонн), следует из данных Евростата, на которые ссылается РИА Новости. На фоне резкого роста пошлин и усложнения администрирования участникам рынка приходится перестраивать цепочки поставок и ассортимент.
Импорт на 10-летнем минимуме: ключевые цифры
По оценке Евростата, за девять месяцев 2025 года совокупный импорт пива из ЕС в Россию сократился более чем в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — примерно до 47 тыс. тонн.
Структура поставок выглядит следующим образом (сентябрь 2025 года):
-
объем ввоза — около 3 тыс. тонн (минимум с 2015 года);
-
по сравнению с августом импорт сократился вдвое;
-
крупнейшие поставщики: Германия (около 640 тонн), Латвия (около 622 тонн) и Чехия (около 555 тонн).
При этом экспорт этих стран на российский рынок заметно уменьшился: чешские поставки — более чем в 3 раза к предыдущему месяцу, немецкие и латвийские — примерно на треть и вдвое соответственно.
Пошлины и цена на полке
Главный фактор обвала импорта — изменение таможенно-тарифных условий для алкоголя из «недружественных» стран.
С января 2025 года ввозная пошлина на пиво из таких стран была увеличена с €0,1 до €1 за литр, а с сентября — до €1,5 за литр (примерно 150 руб. по текущему курсу). По оценке Национального союза производителей пива и напитков, это уже привело к росту розничных цен примерно на треть.
Член правления союза Алексей Небольсин указывает, что:
-
предложение импортного пива формально выросло,
-
но спрос снизился из-за подорожания — потребителям стало сложнее позволить себе привычные бренды, особенно в сегменте пабов и ресторанов.
В качестве иллюстрации он приводит рост цены кружки Guinness в пабах с порядка 1 тыс. руб. до 1,2–1,3 тыс. руб. При этом премиальные марки вроде Guinness и Kilkenny пока удерживают позиции, тогда как часть чешских и немецких сортов теряет долю.
Обходные пути и новые направления поставок
Официальное повышение пошлин не отменило попыток бизнеса смягчить удар за счет географии и логистики.
По словам Алексея Небольсина, пока сохраняется возможность ввоза европейского пива через Белоруссию и Казахстан, что создает канал параллельных и реэкспортных поставок.
Управляющий компании «Интерпортфолио» Алексей Каневский отмечает:
-
импортеры и сети тестируют ассортимент из Азии и Турции;
-
такое пиво по узнаваемости и лояльности пока уступает традиционным европейским маркам, но его доля в поставках растет.
Отдельные источники указывают, что на фоне снижения европейских поставок одним из главных поставщиков пива в Россию становится Китай.
Для логистики это означает перераспределение потоков: меньше грузов через традиционные европейские хабы и морские линии, больше — через азиатские порты, Черноморский регион и маршруты ЕАЭС. При этом возрастают транспортное плечо, валютные риски и требования к планированию запасов.
Контракты, запасы и регуляторное давление
Даже при текущем падении импорта эффект для полок магазинов и ресторанных карт проявляется с временным лагом.
Алексей Каневский напоминает, что:
-
импортные партии пива обычно заказываются за несколько месяцев,
-
под будущие поставки вносится предоплата и запускается производство,
-
товар, который попадет в магазины к Новому году, уже «в пути».
По его оценке, в ближайшие месяцы рынок еще будет «доедать» складские остатки и ранее законтрактованные объемы. Однако в 2026 году стоит ожидать заметного сокращения привычного ассортимента: импортеры пересматривают объемы и номенклатуру заказов под новые бизнес-условия и регуляторные требования, включая дополнения к системе ЕГАИС для пива.
По словам эксперта, по отдельным позициям на полке исчезнет 20–30% привычных брендов.
Последствия для ритейла, HoReCa и логистических операторов
Ниже — управленческие выводы и возможные действия, основанные на озвученных данных и общей рыночной картине.
Для федеральных и региональных сетей
-
Пересборка импортной матрицы. Фокус — на брендах, которые выдерживают новую ценовую планку, и на поставщиках, готовых выстраивать долгосрочные контракты с учетом повышенных пошлин и регуляторных требований.
-
Усиление private label и локальных брендов. Собственные марки и продукты российских пивоварен с «европейским» позиционированием позволяют удерживать маржу и закрывать спрос на привычные стили пива при более устойчивой себестоимости.
-
Пересмотр логистики запасов. Увеличение транзитного времени для поставок из Азии и Турции требует более консервативного планирования запасов и повышает значимость региональных распределительных центров.
Для HoReCa
-
Дифференциация предложения. Сохранение ограниченного числа культовых европейских марок в верхнем ценовом сегменте и расширение линейки отечественных и «новых» импортных сортов в среднем сегменте.
-
Работа с ожиданиями гостя. Коммуникация причин изменения цен и ассортимента помогает снизить риск оттока аудитории и переключения на другие категории алкоголя.
-
Гибкость закупочных контрактов. Переход на более короткие контракты и многоуровневую систему поставщиков снижает риски дефицита отдельных позиций.
Для импортеров и логистических операторов
-
Диверсификация стран-поставщиков и маршрутов. Расширение портфеля за счет Азии, Турции и стран ЕАЭС снижает зависимость от европейского направления, но требует перестройки транспортно-складской инфраструктуры.
-
Усиление комплаенса и учета. Дополнительные требования ЕГАИС и усложнение регулирования оборота алкоголя увеличивают значимость точного учета, автоматизации и прозрачности цепей поставок.
-
Оптимизация складских мощностей. Сокращение ассортимента европейских брендов и рост доли альтернативных поставщиков меняют структуру складских запасов и требования к температурным режимам, срокам оборота и упаковке.
Вместо вывода
Импорт европейского пива в Россию за год прошел путь от привычного элемента ассортимента до нишевого продукта с высокими ценами и сложной логистикой. Числа Евростата и решения правительства по пошлинам задают новый контур рынка, в котором выигрывают компании, способные быстро перестраивать цепочки поставок, ассортимент и отношения с поставщиками.
Для логистических и торговых операторов это не только история про сокращение объемов отдельной товарной группы, но и тест на устойчивость всей системы управления импортом: от выбора маршрутов и стран происхождения до цифровизации учета и прозрачности операций.





