Группа компаний INFOLine опубликовала ежегодный рейтинг крупнейших компаний пищевой отрасли России — «INFOLine FOOD&DRINK RATING RUSSIA 2024». Этот рейтинг включает компании-производители продуктов питания и напитков для розничной торговли, а также агрохолдинги, реализующие модель «от поля до прилавка».
Рост выручки и доминирование агрохолдингов
Совокупная выручка ТОП-10 компаний
По данным исследований INFOLine «Производство продуктов питания и напитков России 2024 года» и «Агропромышленный комплекс России 2024 года», совокупная выручка за 2023 год ТОП-10 крупнейших компаний пищевой отрасли выросла на 13,4%, достигнув 2,3 трлн руб. Важно отметить, что вертикальные агрохолдинги занимают все более значимые позиции в рейтинге.
Лидеры пищевой отрасли
1. PepsiCo Россия
Лидером отрасли вновь стала компания «PepsiCo Россия» с консолидированным объемом продаж в РФ, выросшим на 15,5% до 311,9 млрд руб. Успех компании объясняется ростом цен на продукцию и активным развитием снекового направления. В 2023 году в Новосибирской области был завершен проект строительства завода снэков и соленых закусок «Фрито Лей Мануфактуринг», инвестиции в который составили более 12 млрд руб. Максимальный объем производства на этом предприятии достигает 260 т в сутки.
2. ГК «ЭФКО»
ГК «ЭФКО», лидировавшая год назад, вернулась на второе место с выручкой 280,1 млрд руб. (+1%). Незначительная динамика связана с закрытием молочного направления бизнеса и сосредоточением на переработке масличных, растительных жиров и белков. В 2023 году компания переработала 2666 тыс. т масличных, что на 11% выше показателя предыдущего года.
3. Группа «Черкизово»
Группа «Черкизово» поднялась в рейтинге с 7 на 6 место. Выручка компании росла за счет активного развития всех дивизионов компании. Экспортная выручка увеличилась на 24% и составила 22,3 млрд руб.
4. ГАП «Ресурс»
ГАП «Ресурс» поднялась с 9 на 8 место, активно развиваясь благодаря проведению сделок M&A. В 2023 году компания совершила 4 сделки M&A на сумму около 58 млн долл. Объем производства мяса птицы в живом весе превысил 1 млн т, а производство растительного масла выросло на 30,1% до 315 тыс. т.
Тенденции и прогнозы
Слияния и поглощения
Аналитики INFOLine отмечают, что в 2024 году продолжается изменение рынка продуктов питания за счет слияний и поглощений компаний, появления новых брендов, а также увеличения доли собственных торговых марок (СТМ) в обороте игроков отрасли.
Поставки в сектор общественного питания
Производители продуктов питания и напитков будут активнее поставлять свою продукцию в сектор общественного питания (HoReCa).
Рынок пищевой отрасли России демонстрирует устойчивый рост, несмотря на экономические вызовы. Компании продолжают инвестировать в развитие, внедрять инновации и расширять свое присутствие на рынке, что позволяет им оставаться конкурентоспособными и удовлетворять растущий спрос потребителей.