Пищевая промышленность России: замедление роста, ставка на готовую еду и СТМ

Итоги первых месяцев 2025 года для пищевой отрасли России оказались противоречивыми. Рынок демонстрирует заметное снижение темпов роста, на фоне инвестиционной стагнации и сохраняющейся импортозависимости. В то же время потребительские тренды продолжают эволюционировать: готовая еда и собственные торговые марки (СТМ) ритейлеров остаются драйверами спроса.

Темпы роста замедляются

На конференции «Нева Ингредиентс» руководитель направления «Потребительские рынки» агентства INFOLine Светлана Силенина отметила: темпы роста пищевой отрасли с начала 2025 года заметно снизились.

Причин несколько:

  • нехватка персонала в производственных звеньях,

  • зависимость от импорта ингредиентов и упаковочных материалов,

  • высокая стоимость заёмного капитала: по данным INFOLine, инвестиционная активность в пищевом секторе фактически откатилась к уровню 2013 года, в условиях «заградительных» процентных ставок.

Также сдерживающим фактором остаются логистические издержки, усилившиеся на фоне продолжающегося укрепления роли внутрироссийских и региональных логистических схем в цепочках поставок.

Готовая еда — новый локомотив розницы

Несмотря на общее замедление, есть и точки роста. По данным INFOLine, в 2025 году продажи готовой еды в ритейле могут вырасти до +33%.

Причины — не только удобство для занятых потребителей, но и эмоциональный аспект:

«Сейчас еда покупается не только для утоления голода, но и для получения удовольствия, снятия стресса. Это — один из самых доступных способов получить положительные эмоции», — подчеркнула Светлана Силенина.

Этот тренд уже стимулирует производителей пересматривать ассортимент, усиливая позиции в категориях готовых блюд и полуфабрикатов.

Роль СТМ продолжает расти

Еще один устойчивый тренд — развитие СТМ (собственных торговых марок) в ритейле. В отдельных категориях их доля уже превышает 50%.

На фоне роста себестоимости производства и потребительского запроса на оптимальное соотношение цена/качество, многие сети делают ставку именно на доработку и продвижение СТМ — как инструмента повышения лояльности и управления маржинальностью.

Интеграция и сделки

В 2025 году сохраняется тренд на обратную вертикальную интеграцию: производители стремятся брать под контроль сырьевую базу и логистику. Также на рынке продолжаются сделки M&A, позволяющие консолидировать позиции на рынке.

Что это значит для логистики?

Для логистического сектора все эти изменения открывают новые вызовы и возможности:

  • Увеличивается объем транспортировки и дистрибуции готовой еды и продуктов с коротким сроком хранения. Требуются более гибкие температурные режимы, сокращение time-to-shelf.
  • Рост доли СТМ требует более точного управления поставками — многие такие продукты производятся на контрактной основе с различными региональными партнерами.
  • Импортозависимость по ингредиентам и упаковке диктует новые требования к международной логистике и таможенной поддержке.

Перспективы

По прогнозам INFOLine, ключевыми трендами для пищевой отрасли в ближайшие 2–3 года станут:

  • продолжение консолидации,

  • усиление позиций СТМ и эксклюзивных торговых марок (ЭТМ),

  • рост доли готовой еды,

  • развитие HoReCa-сегмента.

С другой стороны, восстановление инвестиционной активности пока ограничено, и в ближайшее время это будет одним из барьеров для более быстрого развития сектора.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости