
Итоги первых месяцев 2025 года для пищевой отрасли России оказались противоречивыми. Рынок демонстрирует заметное снижение темпов роста, на фоне инвестиционной стагнации и сохраняющейся импортозависимости. В то же время потребительские тренды продолжают эволюционировать: готовая еда и собственные торговые марки (СТМ) ритейлеров остаются драйверами спроса.
Темпы роста замедляются
На конференции «Нева Ингредиентс» руководитель направления «Потребительские рынки» агентства INFOLine Светлана Силенина отметила: темпы роста пищевой отрасли с начала 2025 года заметно снизились.
Причин несколько:
-
нехватка персонала в производственных звеньях,
-
зависимость от импорта ингредиентов и упаковочных материалов,
-
высокая стоимость заёмного капитала: по данным INFOLine, инвестиционная активность в пищевом секторе фактически откатилась к уровню 2013 года, в условиях «заградительных» процентных ставок.
Также сдерживающим фактором остаются логистические издержки, усилившиеся на фоне продолжающегося укрепления роли внутрироссийских и региональных логистических схем в цепочках поставок.
Готовая еда — новый локомотив розницы
Несмотря на общее замедление, есть и точки роста. По данным INFOLine, в 2025 году продажи готовой еды в ритейле могут вырасти до +33%.
Причины — не только удобство для занятых потребителей, но и эмоциональный аспект:
«Сейчас еда покупается не только для утоления голода, но и для получения удовольствия, снятия стресса. Это — один из самых доступных способов получить положительные эмоции», — подчеркнула Светлана Силенина.
Этот тренд уже стимулирует производителей пересматривать ассортимент, усиливая позиции в категориях готовых блюд и полуфабрикатов.
Роль СТМ продолжает расти
Еще один устойчивый тренд — развитие СТМ (собственных торговых марок) в ритейле. В отдельных категориях их доля уже превышает 50%.
На фоне роста себестоимости производства и потребительского запроса на оптимальное соотношение цена/качество, многие сети делают ставку именно на доработку и продвижение СТМ — как инструмента повышения лояльности и управления маржинальностью.
Интеграция и сделки
В 2025 году сохраняется тренд на обратную вертикальную интеграцию: производители стремятся брать под контроль сырьевую базу и логистику. Также на рынке продолжаются сделки M&A, позволяющие консолидировать позиции на рынке.
Что это значит для логистики?
Для логистического сектора все эти изменения открывают новые вызовы и возможности:
- Увеличивается объем транспортировки и дистрибуции готовой еды и продуктов с коротким сроком хранения. Требуются более гибкие температурные режимы, сокращение time-to-shelf.
- Рост доли СТМ требует более точного управления поставками — многие такие продукты производятся на контрактной основе с различными региональными партнерами.
- Импортозависимость по ингредиентам и упаковке диктует новые требования к международной логистике и таможенной поддержке.
Перспективы
По прогнозам INFOLine, ключевыми трендами для пищевой отрасли в ближайшие 2–3 года станут:
-
продолжение консолидации,
-
усиление позиций СТМ и эксклюзивных торговых марок (ЭТМ),
-
рост доли готовой еды,
-
развитие HoReCa-сегмента.
С другой стороны, восстановление инвестиционной активности пока ограничено, и в ближайшее время это будет одним из барьеров для более быстрого развития сектора.