
Отраслевые объединения производителей и ритейлеров обратились к премьеру Михаилу Мишустину с призывом остановить введение госпошлины за внесение данных в систему маркировки, сообщает Forbes. Эксперты предупреждают: это может вызвать рост цен, усиление серого рынка и снижение доступности базовых продуктов.
Что происходит
В Госдуме рассматривается проект закона № 1026190-8, который вводит госпошлину за внесение сведений об обороте товаров с обязательной маркировкой в государственную информационную систему (ГИС МТ).
На первый взгляд — техническое уточнение. Но для рынка это решение может обернуться финансовым и инфраструктурным ударом, говорят участники отрасли.
Кто протестует и почему
15 октября представители ключевых отраслевых союзов — «Союзмолоко», «Руспродсоюз», «РусБренд», Национальная мясная ассоциация, Ассоциация компаний розничной торговли, Масложировой союз и др. — направили письмо премьеру. В нём они потребовали исключить из законопроекта норму о пошлине.
Основные аргументы:
-
Бизнес уже платит за коды маркировки (например, 60 коп. за единицу товара).
-
Дополнительно несёт расходы на администрирование, внедрение и обслуживание системы.
-
Госпошлина дублирует существующие платежи, по сути становится налогом на налог.
«Это не имеет экономического обоснования, а только усугубляет фискальную нагрузку», — Вячеслав Мамонтов, Ассоциация производителей пива, солода и напитков.
Фактические данные: сколько платит бизнес
По оценке «Союзнапитков», только производители напитков потратят не менее 19,8 млрд руб. на маркировку в 2025 году.
Масложировая отрасль в 2024 году — 5,9 млрд руб.
Молочный рынок (35–40 млрд упаковок в год): даже при пошлине в 10 копеек сбор составит 3,5–4 млрд руб. — до 4% от чистой прибыли отрасли.
И всё это — в условиях, когда рентабельность пищевого сектора не превышает 6%, а маржинальность большинства сегментов и так под давлением.
Риски для логистики и рынка
1. Рост издержек
По данным IBC Real Estate, на фоне инфляции, роста НДС и зарплат, операционные расходы производителей и ритейлеров в 2025 году уже находятся на пике. Новый фискальный сбор усиливает это давление.
2. Цепная реакция по всей цепочке поставок
Как только растёт себестоимость — автоматически вырастают:
-
отпускные цены производителей,
-
стоимость логистики,
-
финальные розничные цены.
3. Угрозы продбезопасности
«Дополнительные налоги на базовые продукты — это снижение доступности еды для населения», — Михаил Мальцев, Масложировой союз России.
4. Риски ухода бизнеса в «серую» зону
Парадокс: пошлина, вводимая в рамках контроля, может спровоцировать обратный эффект.
«Любой новый платёж — давление на маржинальность. Это путь к росту нелегального рынка и сокращению акцизов», — Мамонтов.
Отдельное внимание — собственным торговым маркам (СТМ)
Поправки напрямую касаются розничных сетей, ведь они также маркируют продукцию под собственными брендами. А доля СТМ растёт: по данным NielsenIQ, в январе—апреле 2025 года она достигла 15,1%, увеличившись на 0,7 п. п. год к году.
Что дальше?
Профильные ведомства, по словам участников рынка, не согласовали ни ставки, ни механизм взимания пошлины. Несмотря на это, поправки уже выносятся в Госдуму.
«Само по себе обложение налогом обязательного вненалогового платежа — юридический и экономический нонсенс», — Дмитрий Востриков, «Руспродсоюз».
Официальной позиции комитета Госдумы по бюджету и налогам пока нет.
Вывод: сигнал тревоги для всей логистической цепи
Введение пошлины затрагивает не только производителей, но и всех участников цепочек поставок — от складов и перевозчиков до дистрибуции и ритейла. В условиях, когда логистика уже сталкивается с кадровым дефицитом, ростом арендных ставок и загрузкой инфраструктуры, любое дополнительное давление может подорвать устойчивость сектора.
Это не просто история о маркировке. Это — тест на способность государства и бизнеса сбалансировать контроль и экономику.