Введение обязательной маркировки товаров на российском рынке создало ряд неожиданных вызовов для производителей пива и слабоалкогольных напитков. Одним из наиболее значительных стало требование по сохранности кода маркировки на товаре. Любое повреждение кода маркировки, связанное с особенностями логистики, транспортировки и хранения, делает продукцию непригодной для продажи, несмотря на ее пригодность для употребления. Это оборачивается ощутимыми потерями для пивоваров, особенно представителей малого и среднего бизнеса. Теперь Союз российских пивоваров просит Росалкогольтабакконтроль разрешить продажу пива с поврежденной маркировкой — хотя бы временно, до разработки механизма легального оборота таких товаров.
Проблема потерянного оборота
Ситуация с несчитываемыми кодами — ощутимая проблема для всех участников цепи поставок в пивной отрасли. Введение поэкземплярного учета в 2024 году вынуждает производителей списывать товар, если его код маркировки оказался нечитаем. Учитывая, что на малых предприятиях объем такой продукции может достигать 10% от общего оборота, убытки для отрасли растут.
С технической точки зрения, продукция с поврежденными кодами сохраняет свои товарные качества и даже оплаченный акцизный сбор. «Перемаркировка невозможна, а сама маркировка ухудшается при транспортировке. У крупных предприятий такие случаи случаются реже благодаря передовым технологиям. Малые и средние игроки сталкиваются с проблемой чаще», — отмечает председатель комиссии «Опоры России» Игорь Хавский.
Логистические трудности
Перевозка товара с нечитаемым кодом также сопряжена с рядом логистических трудностей. Продукцию нередко отправляют на значительные расстояния. Например, возврат партии в заводские условия для перемаркировки влечет риск истечения срока годности товара. «Возврат товара с нечитаемым кодом может занять несколько недель или месяцев — за это время у продукции могут истечь сроки годности», — объясняет Хавский.
Позиции и предложения участников рынка
Крупные компании, такие как члены Ассоциации производителей пива (АПП), справляются с этой проблемой благодаря масштабам и высокотехнологичному оборудованию, которое снижает вероятность повреждения маркировки. Но при этом даже они сталкиваются с отказом дистрибьюторов принимать и оплачивать товар, если маркировка не читается, и вынуждены компенсировать потери партнерам.
Союз российских пивоваров предложил ведомству временно разрешить реализацию такой продукции. В долгосрочной перспективе предлагается разработать устойчивый механизм легального оборота товаров с поврежденными кодами — шаг, который может поддержать всех участников рынка, особенно малый и средний бизнес. При этом, как отмечает исполнительный директор АПП Вячеслав Мамонтов, перемаркировка является спорным решением, поскольку усложняет контроль на рынке и может способствовать продаже нелегальной продукции.
Перспективы внедрения нового механизма
Пока отраслевые эксперты, включая директора пивоварни «Афанасий» Дмитрия Смирнова, указывают на необходимость улучшения материалов и технологий для нанесения кодов маркировки. Дефицит качественных расходных материалов на российском рынке увеличивает затраты, но не гарантирует стабильное решение проблемы.
Официальный комментарий ЦРПТ
В системе маркировки уже 24 очень разные категории товаров - от молока, воды и лекарств, до шин и легкой промышленности. И в этих отраслях не заметна проблема "испорченной маркировки", о которой неожиданно заявил Союз российских пивоваров. В Союз в основном входят мелкие и средние компании, производящие пиво в кегах (разливное пиво в 20-50-литровых металлических или пластиковых емкостях). В Ассоциации производителей пива (АПП), объединяющей компании, занимающие 70% всего пивного рынка, назвали проблему, поднятую СРП, преувеличенной.
Таким образом, очередное заявление СРП, вероятно, на самом деле не про надуманные сложности с кодами маркировки (так как печатать код и клеить стикеры - элементарно простая задача), а про возможность продавать немаркированную продукцию, что может быть на руку недобросовестным участникам и неминуемо приведет к росту незаконного оборота. СРП ведь не предлагает разрешить продавать, например, пиво с поврежденной упаковкой в ущерб интересам покупателей. В данном случае поврежденный код - это то же самое.
Это не первое заявление СРП, где говорится о неких проблемах в системе маркировки, которые в итоге не подтверждаются. Не так давно союз заявил, что магазины сталкиваются с проблемой, когда покупатели якобы массово переклеивают коды с дешевого пива на дорогое, чтобы покупать его дешевле. Правда это заявление сразу же опровергли в АКОРТ, объединяющей все крупнейшие магазины в стране. Как выяснилось, магазины в реальности с этим не сталкивались. Поэтому может сложиться впечатление, что все подобные заявления СРП стоит воспринимать лишь как провокации против системы маркировки.
Попытки продавать что-то в обход требований маркировки, к чему призывает СРП, неминуемо приведут к увеличению нелегального рынка, который с началом маркировки впервые за долгое время снизился. Из тени вышло практически 600 производителей пива, а это 30% рынка. Легальное производство пива в кегах выросло на 40%, пивных напитков - на 13%, сидра, пуаре и медовухи - на 17%. То есть самый большой процент обеления именно в секторе, который представляет СРП. Эта продукция стала безопасней для людей. Уверены что такая динамика обеления и повышения качества пива в кегах продолжится.