Новый курс поддержки: как государство будет компенсировать до 20% затрат на постройку гражданских судов

Строительство гражданского судна на российской верфи: монтаж корпуса с применением строительных лесов

С 2026 года судостроительные верфи смогут получать субсидии напрямую. Как сообщают «Ведомости», речь идёт о компенсации до 20% затрат — с возможностью авансирования уже на этапе закладки киля. Что это меняет для отрасли?

От поддержки заказчика — к поддержке производителя

На рыбопромышленном форуме в Санкт-Петербурге стало известно: Минпромторг завершает разработку нормативной базы для запуска новой меры господдержки судостроительных верфей, как пишут «Ведомости». Субсидия до 20% от стоимости гражданского судна сможет компенсировать удорожание строительства, связанное с импортозамещением.

Финансирование запланировано из федерального бюджета:

  • 4,4 млрд руб. — в 2026 году

  • 5,3 млрд руб. — в 2027

  • 4,5 млрд руб. — в 2028

В отличие от прежних механизмов, ориентированных на субсидирование заказчиков, новая модель направлена непосредственно на верфи, что должно повысить их финансовую устойчивость на ранних стадиях строительства.

Как будет работать механизм?

До 40% от субсидии верфь сможет получить на этапе закладки киля, а оставшуюся часть — поэтапно: после спуска судна, ходовых испытаний и передачи заказчику.

Все этапы будут сопровождаться сверкой фактической стоимости с контрактной, с участием профильных институтов — ЦНИИМФ и Центра технологий судостроения.

Если итоговая стоимость окажется ниже заявленной, «лишние» средства подлежат возврату.

Мера касается только судов, соответствующих требованиям Постановления № 719, которое определяет, является ли продукция «российской» по критерию использования отечественных компонентов.

Импортозамещение: прогресс или риски?

Согласно стратегии развития судостроения до 2036 года, доля иностранных комплектующих на гражданских судах сегодня достигает 65–80%. Минимальная зависимость от импорта — у ледоколов, максимальная — у танкеров.

Цели стратегии:

  • сократить долю импорта до 50% к 2036 году

  • и до 20% к 2050 году

Однако эксперты предупреждают: в текущих условиях импортозамещение увеличивает стоимость строительства, снижая конкурентоспособность российских верфей. Субсидия должна частично компенсировать этот эффект.

Экспертный взгляд: системные вызовы не решены

По мнению Виталия Чернова (медиагруппа «Портньюс»), новая модель поддержки снимает проблему ликвидности, но не затрагивает корневые проблемы судостроения:

  • высокая стоимость постройки,

  • долгий производственный цикл,

  • нехватка производственной эффективности.

«Без реальных реформ в управлении и производстве субсидия рискует стать просто инъекцией, поддерживающей статус-кво», — отмечает Чернов.

Почему это важно для логистики и ВЭД

Отрасль водного транспорта зависит от обновления флота — от рыболовных судов до танкеров и паромов.
Импортозамещение в судовом оборудовании напрямую влияет на возможности для локализации в логистических проектах, в том числе в Арктике, Каспии и на Дальнем Востоке.
Финансовая устойчивость верфей критична для сдерживания цен и обеспечения сроков поставки.

Итоги: шаг в правильную сторону, но не системное решение

Новое субсидирование — важный сигнал для отрасли: государство готово вложиться напрямую в производственную инфраструктуру, а не только в спрос. Но, как и в других капиталоемких отраслях, просто дотациями реформу не построить. Без повышения операционной эффективности и развития компетенций — это лишь отсрочка проблем, а не их решение.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости