
С 2026 года судостроительные верфи смогут получать субсидии напрямую. Как сообщают «Ведомости», речь идёт о компенсации до 20% затрат — с возможностью авансирования уже на этапе закладки киля. Что это меняет для отрасли?
От поддержки заказчика — к поддержке производителя
На рыбопромышленном форуме в Санкт-Петербурге стало известно: Минпромторг завершает разработку нормативной базы для запуска новой меры господдержки судостроительных верфей, как пишут «Ведомости». Субсидия до 20% от стоимости гражданского судна сможет компенсировать удорожание строительства, связанное с импортозамещением.
Финансирование запланировано из федерального бюджета:
-
4,4 млрд руб. — в 2026 году
-
5,3 млрд руб. — в 2027
-
4,5 млрд руб. — в 2028
В отличие от прежних механизмов, ориентированных на субсидирование заказчиков, новая модель направлена непосредственно на верфи, что должно повысить их финансовую устойчивость на ранних стадиях строительства.
Как будет работать механизм?
До 40% от субсидии верфь сможет получить на этапе закладки киля, а оставшуюся часть — поэтапно: после спуска судна, ходовых испытаний и передачи заказчику.
Все этапы будут сопровождаться сверкой фактической стоимости с контрактной, с участием профильных институтов — ЦНИИМФ и Центра технологий судостроения.
Если итоговая стоимость окажется ниже заявленной, «лишние» средства подлежат возврату.
Мера касается только судов, соответствующих требованиям Постановления № 719, которое определяет, является ли продукция «российской» по критерию использования отечественных компонентов.
Импортозамещение: прогресс или риски?
Согласно стратегии развития судостроения до 2036 года, доля иностранных комплектующих на гражданских судах сегодня достигает 65–80%. Минимальная зависимость от импорта — у ледоколов, максимальная — у танкеров.
Цели стратегии:
-
сократить долю импорта до 50% к 2036 году
-
и до 20% к 2050 году
Однако эксперты предупреждают: в текущих условиях импортозамещение увеличивает стоимость строительства, снижая конкурентоспособность российских верфей. Субсидия должна частично компенсировать этот эффект.
Экспертный взгляд: системные вызовы не решены
По мнению Виталия Чернова (медиагруппа «Портньюс»), новая модель поддержки снимает проблему ликвидности, но не затрагивает корневые проблемы судостроения:
-
высокая стоимость постройки,
-
долгий производственный цикл,
-
нехватка производственной эффективности.
«Без реальных реформ в управлении и производстве субсидия рискует стать просто инъекцией, поддерживающей статус-кво», — отмечает Чернов.
Почему это важно для логистики и ВЭД
Отрасль водного транспорта зависит от обновления флота — от рыболовных судов до танкеров и паромов.
Импортозамещение в судовом оборудовании напрямую влияет на возможности для локализации в логистических проектах, в том числе в Арктике, Каспии и на Дальнем Востоке.
Финансовая устойчивость верфей критична для сдерживания цен и обеспечения сроков поставки.
Итоги: шаг в правильную сторону, но не системное решение
Новое субсидирование — важный сигнал для отрасли: государство готово вложиться напрямую в производственную инфраструктуру, а не только в спрос. Но, как и в других капиталоемких отраслях, просто дотациями реформу не построить. Без повышения операционной эффективности и развития компетенций — это лишь отсрочка проблем, а не их решение.