Производство сельхозтехники в России падает: к чему готовиться логистам и рынку

Цех сборки сельскохозяйственной техники с тракторами и комбайнами на конвейере — отражение производственных мощностей в условиях падения спроса в 2025 году

Спрос на аграрную технику в 2025 году просел на 30%. Ведущие заводы сокращают выпуск, приостанавливают инвестиции и уходят в «режим ожидания». Что происходит — и как это повлияет на агросектор, логистику и цепочки поставок, — разбираемся по данным «Ведомостей».

Сокращение производства: первые цифры

По данным «Ведомостей», крупнейшие российские производители сельхозтехники в 2025 году столкнулись с резким падением спроса. В частности:

  • «Ростсельмаш» планирует сократить выпуск на 30% — до 2700 комбайнов и 800 тракторов (против 3200 и 1100 в 2024 году).

  • С августа предприятие перешло на трехдневную рабочую неделю.

  • Кировский завод (Санкт-Петербург) ожидает спад на 20–25%. В 2024 году завод выпустил около 2800 единиц техники.

Отгрузки сельхозтехники на внутренний рынок в январе—июле 2025 года упали на 30% в денежном выражении — до 89,4 млрд руб.

Падение зафиксировано по всем ключевым сегментам:

Тип техники Продажи (шт.) Изменение к 2024 г.
Зерноуборочные комбайны 1195 −50%
Сельскохозяйственные тракторы 1509 −35%
Кормоуборочные комбайны 117 −23%

Что тормозит рынок: 5 ключевых факторов

1. Высокая ключевая ставка

В условиях дорогого фондирования аграрии не могут привлечь кредитные ресурсы на обновление техники. Зачастую стоимость заимствований выходит за пределы рентабельности.

2. Падение доходов агросектора

Особенно сильно пострадали растениеводы на юге страны — два года подряд ниже нормы урожайность из-за засухи и заморозков. Одновременно растут издержки — по оценке агрохолдинга «Степь», затраты на посевную ежегодно увеличиваются минимум на 15%.

3. Рост цен на технику

С 2020-х годов цена на тракторы выросла на 70–80%, на комбайны — до 40%, на другую технику — на 20–50% (Источник: Минсельхоз, 2025). Доходы аграриев не поспевают за этим ростом.

4. Ограниченный эффект господдержки

Хотя в 2025 году по программе № 1432 было выделено 10 млрд руб. (в т.ч. 4,5 млрд — на комбайны и тракторы), а также запущен льготный лизинг на 330 млрд руб. до 2030 года, отраслевые игроки называют эти меры «точечными».

5. Стратегия заводов: «лучше подождать»

Часть производителей фактически замораживает производство, ожидая восстановления спроса. Это вызвало резкую реакцию со стороны Минсельхоза, назвавшего такую тактику «ультиматумом» аграриям.

«Когда у тебя большие склады забиты техникой и ты не хочешь ее продавать, а закрываешь производство и ждешь, когда все раскупят по высокой цене — это ультиматум», — заявила министр сельского хозяйства Оксана Лут.

Последствия: цепная реакция для отрасли

Сокращение выпуска уже повлияло на инвестиционные планы: «Ростсельмаш» отложил проекты на сумму 17 млрд руб., включая строительство завода гидротрансмиссий и модернизацию литья.

Аграрии откладывают обновление парка и переходят к ремонту и продлению срока службы действующей техники. В нормальных условиях хозяйства обновляют 10–15% парка в год, сейчас — меньше.

Ухудшение ритмичности цепочек поставок затрагивает не только заводы, но и логистов, обслуживающих поставки, сборку и дистрибуцию техники по регионам.

Рост складских запасов на фоне слабого сбыта требует новых подходов к управлению дистрибуцией и логистической инфраструктурой.

Прогноз на 2026 год: стабилизация под вопросом

Согласно оценкам экспертов:

  • Падение продаж в 2025 году может достигнуть 60% в отдельных сегментах.

  • Вернуться к докризисным уровням получится только при снижении ключевой ставки и расширении господдержки.

  • В противном случае производители продолжат сокращать выпуск, а аграрии будут эксплуатировать изношенную технику, снижая эффективность и урожайность.

Российский рынок сельхозтехники переживает системный кризис спроса, вызванный финансовыми, климатическими и стратегическими факторами. На фоне роста издержек и падения доходов аграрии не могут позволить себе обновление машинно-тракторного парка, а заводы — удерживать производство.

Для логистических операторов, поставщиков и финансовых институтов — это сигнал к переоценке рисков, адаптации коммерческих условий и участию в программах поддержки. Без системных решений в 2026 году рынок может столкнуться с дальнейшей стагнацией.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости