
В 2025 году выручка угольной отрасли России может упасть на 12% — до 1,55 трлн рублей. Причина — не только слабый спрос и санкции, но и резкий рост логистических затрат. Как пишут «Ведомости» со ссылкой на исследование NEFT Research, экспорт энергетического угля становится убыточным по всем основным направлениям.
Уголь уходит в минус: где точка убыточности
По прогнозу NEFT Research, в 2025 году экспорт угля из России сократится до 189 млн тонн (−3%), а добыча — до 436 млн тонн (−1%). Причина — падение мировых цен и удорожание логистики. Сегодняшняя ситуация наглядно демонстрирует структурный разрыв между доходами и издержками:
-
Экспортная цена в порту Восточный — 6540 руб./т, а экспортный нетбэк — —434 руб./т;
-
В Тамани — цена 5538 руб./т, нетбэк —1304 руб./т;
-
В Усть-Луге — цена 4932 руб./т, нетбэк —1360 руб./т.
Даже на наиболее рентабельном восточном направлении маржинальность — отрицательная.
«Фактически, уголь выводится в убыток — не только из-за цен, но и из-за того, сколько стоит его доставка», — отмечает партнер NEFT Research Данил Токмин.
Не только цены, но и тарифы
Основные удары по прибыльности экспорта приходятся на три точки:
-
Цены на энергоуголь с начала 2025 года упали на 20–25% и приблизились к уровням кризисного 2020 года.
-
Железнодорожные тарифы РЖД выросли на 20–30% после отмены льгот и очередной индексации.
-
Складские запасы угля остаются стабильно высокими — в 2025 году составят 48 млн тонн против 27 млн тонн в среднем за 2019–2023 годы.
В результате — экспорт энергоугля перестал окупаться по всем направлениям, а доля рентабельного экспорта может снизиться до 30–40%.
Почему внутренний рынок не спасает
Даже несмотря на рост внутренних поставок, экспорт остаётся ключевым каналом сбыта. Однако текущие условия его фактически блокируют. В первом полугодии 2025 года:
-
Убыток до налогообложения отрасли составил 172 млрд руб. (против 124 млрд за весь 2024 год);
-
Число убыточных предприятий выросло до 71% (на 23 п. п. выше, чем в конце 2024 года);
-
Консолидированная выручка сектора упала на 12% (до 1,55 трлн руб.).
Аналитики NEFT Research называют это самым глубоким циклическим спадом отрасли за последние 15 лет.
Где теряется логистика
Вопрос не только в ценах, но и в разбалансированной структуре логистической цепочки. Вот как распределяется маржинальность по участникам:
Участник цепи | Маржинальность |
---|---|
Угольщики | —21% |
Операторы полувагонов | —4% |
РЖД | +46% |
Портовые операторы | +53% |
Такой дисбаланс делает экспорт экономически нецелесообразным. Если не произойдёт согласованного выравнивания тарифов, уголь будет продолжать копиться на складах.
NEFT Research оценивает, что для восстановления рентабельности нужно:
-
Увеличение экспортных цен до $90–100 за тонну (сейчас — $61–83);
-
Снижение тарифов РЖД на 32%;
-
Ослабление рубля и/или снижение процентных ставок.
Что это значит для логистики и транспортной отрасли
Для логистики это не просто уголь — это:
-
Сотни тысяч вагонов, которые могут остаться без загрузки;
-
Миллиарды рублей инвестиций в ж/д и портовую инфраструктуру, которые не отобьются;
-
Вторичный удар по сегменту полувагонов, локомотивной тяги, портовых терминалов.
Если отрасль не адаптируется, переизбыток мощностей в логистике угля может стать системной проблемой уже в 2026 году.
Прогнозы и сценарии: ждать ли восстановления?
По мнению большинства аналитиков, период низких цен и ограничений может затянуться ещё на 2–3 года, до 2028–2029 гг. В условиях:
-
Снижения спроса на уголь в мире;
-
Увеличения самообеспечения углём в Азии;
-
Продолжения санкционного давления на экспорт из РФ.
Российская угольная отрасль входит в зону устойчивого убытка, и логистика здесь — не спасение, а дополнительная точка давления. Без системной адаптации тарифов, усиления внутреннего спроса и пересмотра экспортных стратегий, восстановление может не наступить до конца десятилетия.