Жатайская судоверфь: ключевая точка сборки для речного флота Арктики и нового логистического коридора РФ

Николай Патрушев и Айсен Николаев во время визита на Жатайскую судоверфь в Якутии, осмотр производственного цеха

Помощник Президента РФ и председатель Морской коллегии Николай Патрушев в ходе рабочей поездки в Якутию посетил Жатайскую судоверфь — стратегический объект речного судостроения, нацеленный на модернизацию флота для Северного завоза и развития арктических транспортных коридоров. Объект уже сегодня демонстрирует готовность выпускать суда класса «река-море» и потенциально — арктические суда Arc4—Arc7. Переговоры с республиканскими властями и запуск новых мощностей ставят верфь в центр внимания при формировании сквозного маршрута по Лене к Северному морскому пути.

Почему Жатайская верфь — это не просто локальный объект

Сегодня Жатайская судоверфь — не просто промышленная площадка в Якутии, а важнейшее звено на пересечении арктической, внутренней и международной логистики России. Это первая и крупнейшая судоверфь в зоне ответственности Ленского бассейна, построенная с нуля за последние десятилетия. В условиях сокращающегося ресурса старого флота её миссия — формирование современной производственной базы, обеспечивающей:

  • Северный завоз в отдалённые районы;

  • Техническое перевооружение речного транспорта;

  • Реализацию транзитных логистических маршрутов по Лене и СМП.

Строящаяся инфраструктура: с чего начали

На первом этапе реализованы ключевые объекты, обеспечивающие «ядро» производства:

  • Слип-комплекс площадью 18,6 тыс. м² — центр спуска и подъёма судов.

  • Блок корпусных производств (17,8 тыс. м²) — базовая площадка для сварки и сборки.

  • Таможенные склады общей площадью более 1300 м² — важный элемент в рамках создания свободной таможенной зоны.

  • Комплекс строительно-монтажных работ (58,3 тыс. м²) — готовится к вводу после госэкспертизы.

Также завершено проектирование головного судна класса «река-море» RDB 01.05.М для Ленского объединённого речного пароходства — одного из крупнейших игроков в регионе.

Потенциал: от «река-море» к судостроению арктического класса

К 2035 году потребность в судах на территории Арктической зоны России составляет не менее 283 единиц. Для закрытия этого дефицита Жатайская судоверфь планирует освоить выпуск:

  • судов класса Arc4 и Arc5 — для эксплуатации в условиях осеннего и весеннего ледового покрытия;

  • компонентов и узлов для судов Arc6 и Arc7 — используемых для круглогодичной навигации.

На сегодня производственная мощность завода — до 10 судов класса «река-море» в год, при этом продолжается разработка второго этапа расширения. Он включает:

  • строительство достроечных набережных;

  • создание покрасочных и ремонтных цехов;

  • цифровизацию и автоматизацию производственных процессов.

Связь с Севморпутём и Трансарктическим коридором

Жатайская судоверфь уже интегрирована в национальные логистические и геоэкономические стратегии. Николай Патрушев в ходе визита обсудил с главой Якутии Айсеном Николаевым проект формирования интермодального транспортного коридора по Лене с выходом на СМП и далее в рамках маршрута «Мохэ — Найба». Также рассматривался проект нового морского порта в бухте Хараулах на море Лаптевых — как опорной точки Трансарктического коридора.

Таким образом, судоверфь рассматривается не только как производственный актив, но и как геополитическая инфраструктурная единица, обеспечивающая контроль и развитие Северного направления.

 

«Для устойчивого развития речных и арктических перевозок, особенно в районах Севера и Арктики, необходимо системно увеличивать объёмы строительства флота. Жатайская судоверфь — точка опоры для этой задачи», — отметил Николай Патрушев во время посещения объекта.

Выводы для отрасли и логистики

  • Жатайская судоверфь — один из ключевых элементов речной и арктической логистики в РФ.

  • В ближайшие 10 лет она будет закрывать потребности по обновлению и строительству новых судов для Северного завоза.

  • Развитие производственной базы позволяет обеспечить локализацию компетенций судостроения на востоке страны.

  • Интеграция в транспортный коридор СМП и планы по порту Хараулах превращают проект в точку роста для всего Северо-Востока России.

  • Для компаний, работающих в логистике, это открывает новые горизонты доставки, контрактного судостроения и участия в арктических цепочках поставок.

Фото Андрея Сорокина, ЯСИА

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости