Складская пауза: спрос на логистических работников пошел на спад

Почему замедлился найм линейного персонала на складах и чего ждать дальше

После двух лет активного роста рынок труда в логистике переживает паузу. Количество вакансий на складские и транспортные позиции снизилось, а число соискателей — наоборот, выросло. Эксперты объясняют это замедлением розничной торговли, переходом потребителей к сберегательной модели и снижением активности ключевых заказчиков — маркетплейсов.

Вакансий меньше, резюме больше

По данным SuperJob и Ozon, с апреля по май 2025 года спрос на сотрудников в транспортно-логистической отрасли снизился на 15% год к году. Это глубже, чем на рынке в целом, где снижение составило 11%. По данным HeadHunter, работодатели разместили 130 тыс. вакансий в логистике — на 28% меньше, чем годом ранее.

Особенно заметное падение зафиксировано в:

  • Ставропольском крае и Свердловской области: —19%

  • Саратовской области: —17%

  • Ленинградской, Новосибирской, Нижегородской областях: —16%

  • Москве: —14%

  • Санкт-Петербурге: —8%

При этом количество резюме, напротив, растет. SuperJob и Ozon зафиксировали рост активности соискателей в логистике на 12%, а HeadHunter — на 54%. Пользователи обновили или разместили 861 тыс. резюме, особенно активно — в Краснодарском крае (+18%) и Татарстане (+15%).

Причины спада: замедление торговли и меньше заказов

По мнению экспертов IBC Real Estate и CORE.XP, охлаждение логистического сектора связано с:

  • Замедлением роста экономики и розничного оборота (в I квартале 2025 года — только +3,2% против +10,5% в 2024-м).

  • Переходом потребителей к модели сбережений, что снижает товаропотоки.

  • Снижением доли сделок по аренде и покупке складов со стороны e-commerce. В I квартале она упала до 11% — на 36 п. п. меньше, чем годом ранее (данные NF Group).

Снижается и потребность в водителях: —1% по сравнению с прошлым годом (по данным ATI.SU). Основной спрос на складах по-прежнему связан с линейными позициями: комплектовщики, упаковщики, кладовщики. Но и здесь влияние автоматизации становится всё заметнее.

Зарплаты растут медленнее, кадры уходят в другие сегменты

Снижение спроса уже замедлило рост зарплат для неквалифицированного персонала. Это влияет на привлекательность отрасли. Например, водители грузовиков всё чаще уходят работать в такси или на легкий коммерческий транспорт.

Тем не менее, на рынке сохраняется сезонная динамика: по словам Дарьи Самойловой (ПЭК: LTL), в августе—сентябре возможен новый рост найма.

Что это значит для отрасли

Пауза на рынке труда логистики — не признак спада, а симптом перестройки. Сектор адаптируется к изменениям в потреблении и логистике. Инвесторы и операторы уже ищут новые модели: более гибкие, автоматизированные и устойчивые к колебаниям спроса. А кадровая политика будет всё больше зависеть от скорости внедрения технологий и диверсификации клиентов.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости