
На рынке труда в логистике сохраняется структурный дефицит кадров. Несмотря на корректировку спроса на грузоперевозки, потребность в линейном персонале — водителях, кладовщиках, приемосдатчиках — только усиливается. Об этом свидетельствуют данные крупнейших игроков отрасли: Pony Express, «Деловые Линии», «Байкал-Сервис», «Скиф-Карго», NC Logistic.
Дефицит — не следствие, а системная проблема
По оценкам HR-директоров, в 2024 году потребность в складском персонале выросла почти на 68%, а закрытие вакансий водителей категории CE заняло в среднем в два раза больше времени, чем годом ранее. В крупных городах, таких как Москва, средний срок подбора увеличился с 5 до 10 рабочих дней и более.
По данным исследования hh.ru (совместно с рядом логистических компаний), средняя предлагаемая зарплата водителя в январе 2025 года достигла 137 тыс. руб. (+28% к 2024), а курьера — 145,7 тыс. руб. (+30%). Кладовщики — от 80 тыс., водители погрузчиков — 100–120 тыс. руб. На рынке водителей категории Е предложения доходят до 220 тыс. руб. и выше.
Почему деньги уже не решают проблему?
Собеседники «Газеты.Ru» подчёркивают: рост зарплаты — важный, но недостаточный фактор удержания. Для линейного персонала (особенно грузчиков, водителей, приемосдатчиков) ключевыми остаются:
-
нагрузка на смене,
-
длина рабочего дня,
-
условия труда и «бытовки»,
-
график и стабильность выплат.
Ротация усиливается при разнице в 5–10 тыс. руб. или при наличии более комфортных условий.
🗨 Татьяна Козлова, директор по персоналу «Байкал-Сервис»:
«Повышение зарплаты уже не всегда ключевой аргумент. Часто выбор делается между „тяжелее, но дороже“ и „чуть дешевле, но легче“. Особенно в регионах».
Прогноз: дефицит только усилится
По прогнозам «Байкал-Сервис», кадровый дефицит в логистике в 2025 году продолжит расти — и, вероятно, пока не достиг пика. Особое давление ожидается на сегмент водителей большегрузов, где рост зарплат может составить ещё +30% в течение года.
Рынок требует не только рабочих рук, но и цифровых голов
Помимо линейных сотрудников, на рынке труда усиливается спрос на специалистов с цифровыми компетенциями:
-
логисты со знанием AI и цифровых платформ,
-
специалисты по WMS и TMS,
-
операционные аналитики и эксперты по автоматизации.
По данным Pony Express, цифровизация логистики усиливает конкуренцию за «гибридные» кадры — сочетание отраслевой экспертизы и ИТ-знаний.
Баланс — ключевая цель 2025 года
Ева Климентенко, HR-директор «Скиф-Карго»:
«Рынок по-прежнему на стороне соискателя, но к началу 2025 года мы наблюдаем некоторую стабилизацию. И соискатели, и работодатели как будто выдохнули. Есть запрос на равновесие и предсказуемость».