Текущий год в логистике прошел под лозунгом «всё плохо и скорее всего будет только хуже» — кадров катастрофически не хватает, бензин дорожает, свободных складов нет и не предвидится. Подводить итоги года пока рано — «высокий» сезон в логистике только что стартовал, но предварительные результаты уже можно зафиксировать. Какие затраты у логистических операторов выросли в 2024 году, а какие, возможно, снизились, рассказали руководители «Скиф-Карго», NC Logistic, «Логистик-Авто», «Да-транс» и ПЭК.
ФОТ — на 40%, запчасти — вдвое
Сергей Масовец, генеральный директор «Логистик-Авто», рассказал, что операционные затраты в компании 2024 году выросли на 27%. Инфляция повлияла на рост зарплат и дефицит кадров. В результате компания была вынуждена отреагировать и в течение года постепенно поднимать вознаграждение всем сотрудникам. Также подорожали аутсорсинговые услуги: техническая поддержка CRM, автоматизация 1С, юридические услуги.
Гарольд Власов, управляющий директор 3PL-оператора NC Logistic, отметил, что по сравнению с 2023 годом расходы компании увеличились более чем на 30%, при том что текущий год еще не закончился. В первую очередь это связано с удорожанием аренды складов и ростом затрат на персонал. На фоне дефицита складских площадей выросла средняя ставка аренды. Сейчас она составляет 10-12 тыс. руб./кв. м в год без учета НДС и операционных расходов. В отдельных случаях новые склады могут сдаваться по ставке 15 тыс. руб. Для сравнения: в 2022 году стоимость аренды в среднем составляла 5 тыс. руб. 3PL-операторы, которые используют арендованные площади, несут дополнительные издержки, вызванные нестабильной ситуацией на рынке складской недвижимости.
Сергей Чернов, генеральный директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго», отметил, что по сравнению с прошлым годом в 2024 году рост ФОТа составил в среднем 40%. В первую очередь — это водители и складской персонал. Если сравнивать с первой половиной 2023 года, то ФОТ вырос вдвое. Стоимость запчастей выросла на 50%, затраты на транспортные услуги на аутсорсе — порядка 5%, ГСМ с начала года также — до 5%. В первую очередь речь идет про дизельное топливо. Поддоны подорожали более чем на 20%.
По словам Павла Янченко, генерального директора «Да-Транс», уровень затрат компании год к году вырос на 30%. Основной рост пришелся на ФОТ.
«Мы проиндексировали зарплаты — кому-то подняли оклад, кому-то добавили KPI. Это было необходимо по нескольким причинам. Во-первых, кадровый голод диктует свои условия. Если сейчас вы хотите делать найм, готовьтесь раскошелиться. Во-вторых, индексация зарплаты крайне важна для удержания действующих сотрудников. Если не удерживать, придется искать новых. И как показывает практика, удовольствие это крайне дорогое, да еще и человек может не прижиться», — пояснил Павел Янченко.
По данным Вадима Филатова, совладельца и заместителя генерального директора ПЭК, за январь-август себестоимость транспортной логистики увеличилась на 7%. Расходы на приобретение грузовиков увеличились вслед за ростом ставок лизинга. «АвтоГрузЭкс» сообщает, что уже в третьем квартале этого года ставки по некоторым контрактам превышали 27-29% годовых. Льготный лизинг доступен только для отечественной техники, в отношении зарубежной — не применим.
Стоимость иностранной грузовой техники продолжит расти вслед за повышением утильсбора с 1 октября — на 70-85% в зависимости от категории иностранной техники согласно постановлению Правительства РФ. Так, коэффициент утильсбора на седельные тягачи массой 12-20 тонн увеличится на 1,64 п.п., до 18,03, в реальном выражении — на 1 012 500 руб., до 2 458 500 руб. По данным «АвтоГрузЭкс», уже в этом году средняя стоимость этой категории техники вырастет на 12%, до 9,8 млн руб. Увеличится и размер налоговых платежей, которые выплачиваются с полной стоимости ТС, с учетом утильсбора.
Стоимость запчастей для грузовиков за январь-август 2024 года увеличилась в среднем на 15% год к году. По ряду категорий наблюдается более значительный рост — цена коробок передач и редукторов для некоторых российских моделей грузовиков выросла до двух раз.
А что подешевело?
Что касается удешевления каких-либо услуг, то здесь логистам особо похвастаться нечем. По словам Сергея Масовец, таких статей расходов нет. Есть часть услуг, от которых компания отказалась, но в общей сложности, это скорее перераспределение расходов, чем уменьшение. С ним согласен Сергей Чернов — если какие-то затраты и уменьшаются, то только за счет оптимизации или автоматизации части процесса.
Себестоимость логистики растет в режиме реального времени, поэтому основные задачи — оптимизация затрат и повышение производительности сотрудников за счет сокращения доли рутинных операций. Для этого в ПЭК первым делом запустили поэтапное исследование клиентского пути, чтобы обеспечить максимальное высокое качество сервиса с минимальными затратами.
Чтобы повысить утилизацию транспорта, в ПЭК также подключили автоматизированное измерение веса, ширины, длины, высоты товаров. Это позволяет ускорить измерение ВГХ с нескольких минут до 3-5 секунд. Благодаря этому за январь-август удалось сократить себестоимость складской обработки на LTL-площадках на 2% год к году.
Сократить трудозатраты работников помогает переход на ЭДО в грузоперевозках. Также в ПЭК перевели в цифровой формат более 65% ЭТРН с участием парка «Авто-ПЭК» в 86 регионах России и свыше 16% партнеров-перевозчиков. Это позволило на 5% сократить временные затраты сотрудников на оформление и обработку документов.
Что ждать логистам в 2025 году
Сергей Чернов среди тенденций 2025 года перечислил рост инфляции, повышение тарифов, стабильный дефицит кадров, рост затрат на ГСМ, изменения в налогообложении из-за увеличения НДФЛ. Кроме этого, по его мнению, рынок достигнет пика роста по аренде складских площадей, так как несмотря на и так высокую стоимость, ей есть, куда расти.
«По моим наблюдениям рынок складских площадей вырос только на 50% и потенциал точно есть, потому что с новым строительством никто не хочет связываться. Это не просто инвестиции в долгую, это инвестиции, которые вообще сложно предсказать. А те, что есть, особенно новые, — на вес золота сегодня», — отметил спикер.
Сергей Масовец добавил вероятность увеличения расходов на рекламу и источники привлечения новых клиентов. Если ситуация вовне не изменится, то стоимость услуг связи для бизнеса будет дорожать. В том числе это касается и банковских продуктов в виде высоких процентных ставок по овердрафтам, займам, кредитам на развитие.
«Возможно, будем переходить к массовому обучению, чтобы снизить стоимость одного нанятого и обученного сотрудника. Также будем искать способы оптимизации бизнес-процессов, возможно, с привлечением ИИ, например, в контроле качества работы. Но ключевое, мы не будем жертвовать затратами, если это ухудшит наш сервис для клиента. Качество должно оставаться на первом месте», — резюмировал Сергей Масовец.
Вадим Филатов согласен, что в следующем году затраты на складскую и транспортную логистику продолжат увеличиваться: объективных предпосылок за замедления роста затрат на ФОТ и грузовую технику на данный момент нет. По данным ПЭК, в следующем году себестоимость логистики может вырасти на 7-10%, в зависимости от направления деятельности компании.
Что точно не изменится, так это грузопоток, который останется на уровне 2024 года. В этом уверен Сергей Чернов. Центральные города будут еще больше уплотняться. При этом, суммарно населения если и станет больше, в том числе за счет новых территорий, то не кратно. Поэтому ожидать большего количества заказов и клиентов не стоит. Нужно сосредоточиться на удержании текущих.
«Оптимизировать расходы частично удается за счет собственных IT-решений. Так, мы разработали программно-интеграционный комплекс, который автоматизирует операционный обмен данными между системой управления предприятием (ERP) грузовладельца и системой управления складом (WMS) оператора. Внедрение этого IT-продукта помогло снизить трудозатраты персонала на выполнение стандартных складских операций, что в конечном счете привело к сокращению издержек», — добавил Гарольд Власов.
Основатель портала по грузоперевозкам Main Transport Роман Судоргин, анализируя текущую ситуацию, отметил, что единственным рабочим решением для всех логистов без исключения является автоматизация.
«В первую очередь — это беспилотные грузовики, и огромный плюс в том, что они уже есть. С 23 сентября по трассе М-11 Нева запустили движение грузовиков „Камаз“ в полностью беспилотном режиме. „Камаз“, кстати, ещё в 2019 году запатентовал как промышленный образец электрогрузовика вообще без кабины», — отметил Роман Судоргин.
Преимуществом станет не только оптимизация ФОТ, но и эффективность перевозок. Сейчас средний пробег фуры по России составляет в районе 611 км/сутки, с двумя водителями 997 км/сутки. Суточный пробег беспилотного грузовика может составить до 1760 км/сутки при средней скорости 80 км/ч до вычета сервисных остановок. Для последней мили или доставки в труднодоступные регионы уже используются летающие беспилотники.
На другом конце — автоматизация рутинных процессов, таких как обработка заявок в колл-центре или даже работа с документами — с использованием ИИ. Данные процессы не сильно отличаются от других отраслей, а значит уже есть готовые работающие решения, которые потребуется только адаптировать.