Инклюзивность открывает значительные возможности для работодателей. Потенциал этого сектора рынка труда не просто не используется, он не изучен. Между тем, он стоит внимания и с точки зрения решения проблемы кадрового дефицита, и с точки зрения социальной ответственности бизнеса.
Руководитель аутсорсингового агентства STH-group Максим Загуменов о важности содействия инклюзивности.
Инклюзия — вовлечение в активную социальную жизнь людей, имеющих трудности в физическом развитии, в том числе с инвалидностью или ментальными особенностями. Людей с ограниченными возможностями по-прежнему слишком часто забывают, когда речь заходит о занятости, не считая обязательств по квотированию рабочих мест для инвалидов, установленных на уровне законодательства. Однако причин для того, чтобы пересмотреть свое отношение к этому вопросу, достаточно.
Крайне важно думать о тех, кому не всегда так легко в жизни, как большинству из нас. Люди, которые часто зависят от доброй воли других, несмотря на то, что делает для них государство, по-прежнему часто игнорируются обществом. Неважно, идет ли речь о доступности зданий, офисов, о цветах или размерах шрифтов, или – что становится все более актуальным – о цифровой доступности.
Социальная миссия и предпринимательство – не противоречие
Правдивая история. Один управляющий онлайн-платформой вакансий убеждал предпринимателей размещать сообщения у него, а не у конкурентов. Ему встретился интересный клиент, который сказал: «Я сам инвалид, но у меня такое ощущение, что для меня и моей целевой группы вряд ли есть какие-либо возможности карьерного роста, особенно в онлайн-секторе». В возрасте 18 лет он молодой и дерзкий прыгнул в море и сломал себе пятый шейный позвонок. После этого трудно было все – смириться с тем, что придется всю оставшуюся жизнь пользоваться инвалидной коляской, принимать отношение старых знакомых, которое очень сильно изменилось, и даже переживать похвалу близких за самые банальные вещи, которые он мог сделать самостоятельно.
«У нас инвалидные коляски ассоциируются со слабостью, тогда как я нормально соображаю, понимаешь? Я не на бумаге, не в резюме, а в реальной жизни умею выполнять много задач в короткое время, вести переговоры, проводить собеседования. Но как с восприятием меня как физически беспомощного, поставить на профессиональную основу мои деловые качества, у кого получить поддержку?» – спрашивал он.
Управляющего онлайн-платформой вакансий зацепила эта история, и они стали продвигаться в этом бизнесе вместе – искать вакансии для людей с инвалидностью, изучать правовые аспекты такого рода рабочих взаимоотношений. Это была хорошая отправная точка для роста, которая в итоге привела к созданию инклюзивной платформы вакансий. Они даже сумели найти подходящего партнера по программному обеспечению, который помог сделать платформу безбарьерной.
Модель работала, затраты покрывались. Им не нужна была большая маржа по отдельным проектам, достаточно было покрытия затрат. Развиваясь, они искали более крупные платформы, чтобы слиться с ними, разработали «Программу талантов», в рамках которой искали студентов с ограниченными возможностями для компаний – организовывали стажировки и последующее трудоустройство.
В рамках этого проекта люди без инвалидности и имеющие инвалидность помогают друг другу заработать и транслируют миру: «мы не должны никого оставлять позади, мы готовы помогать и идти навстречу друг к другу».
Стереотипы как барьеры
Какое самое большое заблуждение при работе с людьми с ограниченными возможностями? У лиц, принимающих решения в компании, возникает ощущение, что прием на работу человека с инвалидностью сразу же потребует дополнительных затрат или усложнит процессы в сфере управления персоналом.
Возможно, затраты и заботы будут, хотя далеко не всегда и уж точно не постоянно. Отчасти, их можно рассматривать как инвестиции. Практика показывает, что человек с инвалидностью, которому пошли навстречу и помогли организовать его индивидуальный рабочий процесс – преданный работник. Никаких прогулов и увольнений без причины. Немаловажно, что коллектив начинает лучше относиться к руководителю, понимая, что он делает для других и его пример заразителен.
Да, законодательно установлены определенные гарантии инвалидам, вступающим в трудовые отношения, но также установлены и их обязанности.
Сотрудник-инвалид, как и любой другой сотрудник, может привлекаться к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и праздничные дни, направляться в командировки.
По исследованию hh.ru, основные сферы для кандидатов с инвалидностью — это ритейл, склад, call–центр, клининг, офис. Как выяснилось, многие компании пугает именно адаптация инвалидов. Однако те, у кого есть опыт работы с особенными людьми, не видят в этом ничего страшного. Успешных кейсов очень много. Так, одна компания приняла людей с инвалидностью по слуху для выполнения монотонной ручной работы – им потребовалось стандартное время на обучение и адаптацию, а КПД никак не отличался от других сотрудников, зато в лучшую сторону отличалась мотивация.
Главная ошибка при приеме и в последующей работе — видеть в них не профессионалов, а инвалидов. Со стороны руководителя не должно быть никаких преференций и послаблений, не стоит чрезмерно опекать и жалеть. Отношения должны строиться на равных и тогда они будут взаимовыгодными и здоровыми.