В нашей сложной и, преимущественно, мужской отрасли женщины встречаются нечасто, а тем более – женщины в руководящих должностях. В структуре Группы GEFCO одна из особенно ярких представительниц прекрасного пола – вице-президент Группы GEFCO, француженка Анна Ламбуссон. Она занимает пост исполнительного вице-президента по работе с ключевым клиентом PSA и направлению «4PL-решения»; Является членом исполнительного комитета Группы GEFCO и главой представительства компании в Индии, а также кавалером ордена Почетного легиона Франции.
Мы пообщались с Анной и в личной беседе попытались понять, какая она – как женщина, как человек, какие качества привели ее к успеху. В интервью Анна рассказала о своем детстве, карьерном пути, преодолении гендерных стереотипов и о том, как правильно выстраивать отношения в нетрадиционной для женщины отрасли.
Кем были ваши родители по профессии?
Моя мать работала учительницей, у отца была своя компания, он был дипломированным аудитором.
У вас есть братья и сестры?
У меня есть брат и сестра.
Каким ребенком вы были? Общительным или застенчивым? Вы с удовольствием учились в школе? Занимались спортом?
Я выросла в большой и дружной семье. Нас окружали друзья, мы часто устраивали общие посиделки, поэтому естественно, что я выросла очень общительным и открытым человеком.
Мне очень нравилось учиться. Школьное время было прекрасным, именно школа давала возможность узнать много нового, получить новые знания в самых разных областях. У меня об этом времени сохранились исключительно теплые и добрые воспоминания.
Спорт также играл важную роль в моей жизни – например, в детстве я каждое воскресное утро проплывала по километру. Благодаря спорту были заложены ценности, которые важны для меня и сегодня.
Для вас лидерские качества являются приобретенными или врожденными?
Как я уже говорила, я с детства много общалась – с членами семьи, друзьями и знакомыми. Мы вместе играли, занимались спортом, я даже попробовала себя в роли капитана команды. Укрепление командного духа, разделение общего увлечения и интересов с друзьями, совместная работа над достижением общей цели, несмотря на препятствия и возможные неудачи – все это сформировало меня как личность. Думаю, эти черты и сейчас присутствуют в моем характере.
Кем вы хотели стать в детстве и в юности?
Я всегда хотела сохранить вокруг себя ту атмосферу, в которой выросла: общаться с большим количеством людей, иметь друзей в разных странах. Но в первую очередь я мечтала о приключениях, о жизни, где можно было бы попробовать разные возможности в различных областях. Это можно назвать моей движущей силой.
Образование
Вы всегда мечтали работать в технической сфере?
Мне всегда по душе были технические или коммерческие профессии. Долгое время я стояла перед выбором, потому что предметы, которые пришлось бы изучать для этих направлений, были совершенно разные. Следуя рекомендациям учителей, я решила сначала сосредоточиться на технических или промышленных специальностях. В GEFCO мы объединяем эти два аспекта каждый день!
Ваши родители повлияли на выбор профессии?
Ни в коей мере. Они всегда позволяли мне делать собственный выбор. Их единственным условием было то, что я должна серьезно подойти к учебе и продолжать ее как можно дольше. Это, вероятно, объясняет, почему я не смогла остановиться, пока не получила диплом инженера, а затем и научную степень.
Карьерный путь
Какой была ваша первая должность?
Я начинала карьеру в промышленном секторе, довольно быстро стала международным специалистом. У меня весьма большой опыт работы в автомобильной отрасли, в железнодорожной и транспортной промышленности.
Сколько вам было лет, когда вы получили первую работу?
Я начала работать вскоре после получения научной степени, когда мне было 26.
В каких компаниях вы начинали работать, и на каких позициях?
Проработав 3 года консультантом в автомобильном секторе, я перешла на работу в ALLIED SIGNAL Automotive Europe, где начала с должности директора по бережливому производству. Затем я получила должность руководителя завода, а после – директора по транспорту и логистике в Европе. Позже я перешла на работу в ALSTOM Transport, где занимала должности вице-президента по промышленности и закупкам подвижного состава, управляющего директора новых подразделений (в Китае и Бразилии), а затем директора бизнес-подразделения, отвечающего за оборудование высокоскоростных поездов. Это произошло вскоре после приобретения ALSTOM компании Fiat Ferroviaria. После этого у меня появилась возможность стать частью команды VALEO, где я занимала должность вице-президента по программам и проектам. Несколько лет спустя я стала вице-президентом по международным операциям в KEOLIS, дочерней компании SNCF («Французские железные дороги»), отвечающей за 7 других дочерних компаний. После я перешла в SNCF Reseau в качестве управляющего директора во втором по величине французском регионе (Рона-Альпы и Овернь), с международными связями между Швейцарией и Италией.
Я присоединилась к Группе GEFCO в 2016 году. Сейчас являюсь Исполнительным Вице-Президентом Группы GEFCO по работе с ключевым клиентом PSA и направлению «4PL решения» и вхожу в состав исполнительного комитета Группы GEFCO. В то же время возглавляю представительство компании в Индии.
Какой момент в вашей карьере вы бы назвали поворотным или решающим?
Каждую новую должность я могу назвать решающей. Но если бы пришлось выбирать, я бы сказала, что работа в ALSTOM ознаменовала поворотный момент в моей карьере. Это компания международного масштаба с соответствующими задачами: оптимизация производства, крупные слияния и поглощения, новые рынки.
Текущая должность
Сколько людей находится у вас в подчинении? Кого больше – мужчин или женщин?
В моей команде около 200 человек. Большинство из них мужчины, но доля женщин постоянно растет. Проблема заключается в том, что на вакансии, которые мы предлагаем, откликается не так много женщин.
К какому типу лидера вы бы отнесли себя? Демократичный, авторитарный, либеральный?
Я бы сказала, что довольно демократична и прислушиваюсь к мнению команды. Я стараюсь принимать во внимание все комментарии и вовлекать сотрудников в наш общий проект, направленный на развитие деятельности Группы. Тем не менее, иногда решение должно быть принято, и тогда последнее слово остается за мной.
Что побуждает вас и дальше подниматься по карьерной лестнице?
Моя постоянная мотивация – принимать вызовы, находить решения в самых сложных ситуациях и мыслить нестандартно.
Какой у вас примерный распорядок дня?
Моя роль по определению означает, что рутины быть не может. Всегда есть непредвиденные ситуации, новые проекты, запросы клиентов, нехватка сотрудников и т. д. Собственно, это то, что меня мотивирует! Но, конечно, у меня есть и повседневные задачи.
В 2013 году вы стали кавалером ордена Почетного легиона Франции. Какие из ваших достижений, по вашему мнению, были наиболее важными для правительства, решившего присудить награду? Какое значение эта награда имеет для вас?
Я горжусь тем, что получила эту награду; она очень много значит для меня. Это высшая степень отличия гражданина во французском государстве и признание заслуг профессиональной карьеры, в течение которой я пыталась донести до мира ценности Франции. Награда имеет для меня особый смысл еще и потому, что аналогичное звание кавалера имеет мой брат, в качестве военного. Так что в моей семье она занимает особое место.
Гендерное равенство
Сегодня мы все чаще слышим разговоры о равенстве полов. Но стереотип, что руководящие должности должны занимать мужчины, все еще силен. Сталкивались ли вы лично с такими стереотипами, и если да, то как с ними справились?
Я сталкивалась с такими стереотипами на каждом этапе моей карьеры. Вы должны научиться справляться с этими препятствиями и обходить их. Это может занять время, но это возможно.
По вашему мнению, талант и способности лидера зависят от пола?
Абсолютно нет. Я не думаю, что пол может каким-то образом влиять на талант человека, но вот на его действия и реакции – вполне. Женщины и мужчины не всегда одинаково подходят к решению проблем или участию в своего рода противостояниях. Но эти различия должны быть обращены в силу, а не в конфликт.
Как относятся к женщинам-лидерам во Франции общественность, бизнес-сообщество? А если она возглавляет крупную транспортно-логистическую компанию?
В 2011 году во Франции был принят закон, устанавливающий квоты для гендерного баланса в советах директоров компаний. 40% их членов должны быть женщинами. Он распространяется на компании, котирующиеся на фондовой бирже, те, в которых работает более 500 человек, с оборотом более 50 миллионов евро за предыдущие три года. В 2014 году другой закон, поощряющий равенство между мужчинами и женщинами, распространил это обязательство и на предприятия, насчитывающие более 250 сотрудников. Эти законы позволили сделать шаг вперед женщинам, которые теперь занимают более высокие должности. Например, в GEODIS, одном из наших основных конкурентов, должность генерального директора занимает талантливая женщина. Это шаг в правильном направлении. Тем не менее, еще многое предстоит сделать.
По вашему мнению, что должна делать женщина, чтобы конкурировать с мужчиной с точки зрения карьеры?
Прежде всего, она должна доказать свою техническую компетентность. Вероятно, в большей степени, чем другие, но для решимости и смелости нет ничего невозможного.
Баланс
Возможно ли сохранить баланс между карьерой и семьей?
Это возможно, но порой оказывается сложно. Особенно если мы говорим о международной карьере, где не обойтись без командировок.
У вас есть дети?
Да, один ребенок.
Вы уделяете время своим хобби? Чем вы любите заниматься в свободное время и как долго? Есть ли у Вас домашние животные?
Я очень люблю спорт и стараюсь заниматься минимум два раза в неделю. Домашних питомцев у меня нет.
Вы часто отдыхаете? Когда в последний раз путешествовали?
Я очень много езжу по работе, и часто путешествую с семьей. Собственно, последний раз я была в командировке на этой неделе!
Есть ли у вас сейчас цель, которую вы хотели бы достичь – в карьере или в жизни?
Есть много вещей, которых я хотела бы достичь в будущем, и многие из них не связаны с работой.
О чем Вы мечтаете?
О чем-то очень простом, но труднодостижимом: мире на Земле.