Как сегодня меняются форматы трудоустройства и сотрудничества в логистике

Логистика в России нередко воспринимается как заповедник консерватизма — компании не желают применять гибкие подходы к сотрудничеству, работники не видят понятных перспектив карьерного роста. Как следствие — высокая текучесть кадров. Евгений Галыгин,  СЕО группы компаний CGS Logistics - о том, как компании могут снизить ее, а сотрудники найти наилучший способ взаимодействия с компаниями, применив разные форматы сотрудничества*:

*Выводы были сделаны после общения на протяжении 1.5 лет, более чем c 700 кандидатами из 250 логистических компаний

Вариант #1. Работа в штате — трудовой договор

Офисная работа по трудовому договору, претендовать на которую могут любые соискатели с  любым образованием, как профильным, так и нет — самый распространенный вариант трудоустройства. Он же — единственно возможный для старта карьеры в качестве сотрудника компании.

Однако по мере накопления опыта, сотрудники хотят продвигаться по карьерной лестнице, а с этим существуют проблемы.

Опрошенные специалисты, которые работали или работают в штате логистических компаний,  назвали причины, тормозящие их профессиональный рост:

  • излишняя бюрократия и регламентированность;
  • жесткая корпоративная культура; 
  • отсутствие обучения или оно недостаточное;
  • нет процесса онбординга — компания не уделяет достаточно внимания адаптации новых специалистов;
  • сотруднику сложно обратиться к руководству с обратной связью;
  • заработок не поднимается выше определенной планки;
  • перспективы роста в должности непрозрачны;
  • есть трудности с корпоративной иерархией;
  • инициативы сотрудников далеко не всегда встречают отклик;
  • в коллективе недружественная обстановка, есть конфликты с руководством/коллегами;
  • невозможно при всем желании предоставить клиенту нужную услугу из-за неконкурентоспособности компании;

При работе в таких условиях человек достигает определенного уровня, а потом «застревает» и дальше уже не развивается. Падает и мотивация сотрудника: он может начать хуже работать, что уже принесет убытки и бизнесу.

Для того, чтобы убрать эти препятствия на пути карьерного роста, опрошенные специалисты хотели бы, чтобы руководство их компаний:

  • свело к минимуму срок согласования решений;
  • предоставило сотрудникам возможность проявлять себя, для чего нужны удобные инструменты внесения инициатив;
  • продвигало творческий подход в работе, чтобы специалист мог самостоятельно выбирать лучший метод для достижения результата;
  • боролось с иерархичностью в коммуникациях — сотрудникам не хватает политики «открытых дверей», где люди могут свободно общаться друг с другом, в том числе и с начальниками разных уровней;
  • убрало верхнюю планку заработка;
  • использовало KPI, ориентировало сотрудников работать на результат;
  • минимизировало отчетность, которую нужно заполнять вручную, максимально автоматизировало все возможные процессы;
  • применяло технологичные, инновационные методы работы, такие как сервисы с использованием искусственного интеллекта;
  • ввело в привычку коллективное принятие решений, договоренности вместо приказов;
  • давало возможность развиваться в команде, проявлять инициативу и делиться знаниями с коллегами.

Плюс формата «в штате» — невысокий барьер входа, стабильная зарплата, соцпакет и дополнительные бонусы от работодателя. Если компания вдобавок использует гибкий подход к формированию зарплаты – окладная часть плюс проценты от продаж либо бонусы за выполнение KPI – это позволяет специалисту чувствовать себя в ней комфортно.

Однако 20% соискателей, с которыми общался CGS Logistics, просто «переросли» классические трудовые отношения и вместо этого предпочли бы работать самостоятельно.

Вариант #2. Сотрудничество — контрактная, сдельная работа, самозанятость

Работа по договору гражданско-правового характера или сотрудничество с самозанятыми — это пока не самая распространенная практика в сфере логистики. Хотя обратить на него внимание стоит не только тем, кто только планирует начать строить карьеру в данной отрасли.

Менеджеры по продажам и специалисты из commerce — вполне могут рассматривать формат сотрудничества с логистическими компаниями по контракту как одно из направлений своего профессионального развития.

Это формат сотрудничества в сфере логистики пока только зарождается, хотя к нему давно уже пришли, например, юридические и консалтинговые компании, агентства недвижимости. Тем не менее, на рынке все чаще можно встретить вчерашних работников по найму, которые стали свободными агентами — и теперь сотрудничают с логистическими компаниями на контрактной, сдельной основе.

Специалист, которому подойдет такой формат работы — проактивный, инициативный и достаточно опытный. Он должен отлично разбираться в специализированных логистических услугах, выстраивании цепей поставок и других аспектах логистики, решать сложные вопросы клиентов.

Такому специалисту не нужно доказывать свою компетентность — за него «говорят» результаты: экономические достижения, показатели реализованных проектов. Ему не требуется торговаться за зарплату, ведь размер гонорара не ограничивается зарплатной сеткой и бонусами. Клиенты часто сами следуют за профессионалом независимо от того, с какой компанией он работает.

Конечно, и у этого формата есть свои недостатки. Не все компании готовы работать со свободными агентами — мешают стереотипы о «необязательных фрилансерах», бюрократические правила, неумение взаимодействовать с самозанятыми.

Кроме того, самозанятость — выбор для людей, готовых к умеренному риску и привыкших во всем полагаться на себя. А это подразумевает вполне определённый психотип сотрудника, ему просто тесно в рамках штатного расписания, оно ограничивает возможности реализовать себя.

Проблемой может стать и нестабильность дохода: когда у человека нет стабильной зарплаты, любой сбой — от задержки в оплате контракта до кризиса на рынке — может обернуться для него финансовыми трудностями. И, конечно, никаких больничных и оплачиваемых отпусков.

Тем не менее, формат самозанятости в логистике будет становиться все более и более популярным. В том числе и за счет его открытости для специалистов извне отрасли — тех же менеджеров по продажам и представителей commerce.

Вариант #3. Партнерство или консалтинг

Как быть, если специалист в логистике достиг «потолка» или вовсе перерос компанию? Если он больше не может развиваться внутри компании, а работа самозанятого его не удовлетворяет по интересам или финансовым показателям, но его опыт, знания, идеи и связи ценны  для рынка?

Для таких случаев существует третий вариант сотрудничества — бизнес-партнерство и консалтинг. Этот формат предполагает решение «под ключ» бизнес-задач компании: запустить новый проект, выйти на новые рынки, открыть недоступные ранее возможности. Бизнес-партнер может создавать с нуля новые отделы и департаменты или даже отдельные стартапы.

Бизнес-партнером может стать человек энергичный, опытный и самостоятельный, обладающий значительной экспертизой и новаторским взглядом. Такие люди, еще работая внутри компании, стараются вносить инициативы и брать в разработку новые идеи, видят проблемы клиентов и пытаются их решать. У них стратегическое мышление. По духу они близки к предпринимателям — их отличает только меньшая склонность к риску.

Привлекателен такой вариант и для сотрудников извне. Бизнес партнеры и консультанты в основном выходят из директоров и коммерческих директоров компаний, руководителей направлений (авто, жд, ВЭД, 3PL и т.д.) и директоров по развитию бизнеса.

Как быть, если уровень экспертизы уже соответствует требованиям к бизнес-партнеру, но нет склонности к риску и желания становиться руководителем проекта? Предложить свои услуги в качестве консультанта!

Консалтинг очень похож на бизнес-партнерство. Консультантами в логистике становятся опытные профессионалы, которые готовы на сдельной основе оказывать  компаниям консультации, делиться нужными бизнесу контактами и осуществлять авторский надзор за проектами. Их ответственность за результат, в отличии от лидера проекта, ограничена. Консультант обычно получает фиксированные суммы за оказанные услуги, либо единоразовые выплаты от результата проекта/сделки, которые, могут составлять существенные цифры.

Карьера в логистике: три этапа пути

Обобщая все вышесказанное, можно выделить три этапа  или формата профессионального и финансового роста, которые может выбрать для себя специалист по логистике:

  1. На постоянной основе проводить анализ своего вклада в деятельность компании — и периодически (оптимально — раз в год) согласовывать с ней свои профессиональные и финансовые ожидания.
  2. На определенном этапе профессионального роста, набравшись опыта и получив хорошую репутацию на рынке, стать самозанятым специалистом — и зарабатывать, например, с агентской комиссии.
  3. Последовательно накапливать экспертизу на рынке, углубиться в изучение конкретной логистической услуги и стать на рынке одним из лучших специалистов. А затем, используя наработанные связи и репутацию, начать реализовывать бизнес-проекты вместе с компанией, которая сможет предоставить такую возможность — и получать % от прибыли.  Либо стать консультантом и поддерживать компании своей экспертизой в запуске таких проектов, получая сдельную оплату за результат или оказанные услуги.

Этот выбор зависит от приоритетов самого человека. И здесь каждый должен самостоятельно взвесить свой опыт, знания, навыки, возможности, ограничения, а также риски каждого формата и ответственно принять решения. Мы для удобства сделали таблицу сравнения по каждому формату сотрудничества:

 

Сотрудник

 

Самозанятые/Агент

Бизнес-партнёр, 

консультант

Знания, навыки

Понимание специфики рынка логистических услуг, развитые коммуникативные навыки, стрессоустойчивость, умение выявлять потребности рынка. 

Опыт в развитии конкретных логистических услуг, широкий круг контактов на рынке, деловая репутация, высокая самоорганизация и активная жизненная позиция.

Экспертное понимание сегментов рынка, клиентских ожиданий. Понимание специализированных логистических процессов и профессиональное применение их на практике. Высокая самоорганизация, аналитический склад ума, обязательно наличие управленческого опыта и построения команды. Умение работать на длинной дистанции, стрессоустойчивость, ответственность за результат.

Опыт

до 3-х лет

от 5-х лет

от 5-ти лет

Преимущества

Полная защищенность работодателем в рамках Трудового кодекса, стабильная зарплата, социальный пакет и дополнительные бонусы за выполнение планов и KPI, возможность обучаться и расти за счет компании. 

Возможность работать удаленно, гибкий график, неограниченный размер гонорара, большая свобода выстраивания коммуникаций с руководителями компаний, возможность работы сразу с несколькими компаниями.

Можно в полной мере использовать свои знания и опыт, внедрять новые технологии, самостоятельно работать над проектами или консультировать. Высокий уровень свободы, самостоятельное принятие решений, перспектива высокого дохода.

Ограничения

В зависимости от компании может существовать «потолок» в бонусной системе. Ограничение  творческого подхода, отсутствие самостоятельности в принятии решений, непростой карьерный рост.

Не все компании понимают, как работать с самозанятыми — и могут поэтому отказывать специалистам. Нет «подушки безопасности» от работодателя по условиям ТК. Доход и нагрузка нестабильны.

Проекты могут быть краткосрочными или, наоборот, на долгую перспективу, что может отсрочить выплату гонорара. Не у всех компаний есть условия и возможности для нововведений. Высокий уровень ответственности означает, что бизнес-партнер работает на результат и делит риски с компанией.
 

Условия и финансовая перспектива

Корпоративная культура, рыночные финансовые условия: индексируемая ЗП, % от продаж либо бонусы за выполнение KPI.

Высокие гонорары завязанные на результат, свободный график, возможность быстро вырасти как специалист, работая одновременно с разными проектами.

Самостоятельная реализация проекта на базе эффективной инфраструктуры компании или акселератора. Индивидуальное согласование финансовых условий, часто % от прибыли.

 

Хочу сказать, что несмотря на то, что в логистике происходят изменения, связанные с оцифровкой процессов мы уверены, что логистику сейчас и завтра в первую очередь делают люди.

Поэтому для логистических компаний, чтобы продолжать быть привлекательными, придется быть более ориентированными на сотрудников, менять организационную культуру, предлагать устраивающие всех форматы взаимодействия.

Мы в CGS Logistics трансформировали подход к построению команды, введя в практику все три формата сотрудничества:

  1. Постоянно совершенствуем работу над корпоративной культурой, где «ключевым клиентом» является сотрудник. 
  2. Для людей на контрактной основе мы сформулировали партнерские предложения. 
  3. А для лидеров, которые желают реализовать проект, логистическим стартапам открыли возможность сделать это на базе нашей инфраструктуры.

Мы в любой момент открыты для рынка, постоянно ищем сотрудников, самозанятых специалистов и бизнес-партнеров. И будем рады обсудить различные варианты сотрудничества со всеми коллегами, которые хотят развиваться в логистике и ищут новые возможности профессионального и финансового роста в логистике.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать свежие новости на вашу почту!

 
Новости