Поколение Z – сотрудники завтрашнего дня, отчасти, уже сегодняшнего. Эксперты аутсорсингового агентства STH-group о потребностях и ожиданиях молодого поколения в рабочем процессе.
Как «живет» молодое поколение, как они представляют себе свою работу и как хотят организовать повседневную жизнь? Ответить на эти вопросы работодателям необходимо, чтобы подстроиться. Демографическая ситуация не оставляет другого выбора и конкуренция за молодые таланты растет.
Условно, поколение Z – люди, родившиеся после 1995 года. Они обладают специфическими характеристиками, среди них технологичность, требовательность, преданность идее, адаптируемость, экологичность.
Для этих ребят между виртуальным и реальным миром практически нет разделения. Просмотр видеоклипа, общение в чате, потоковая музыка – все происходит параллельно и вполне естественно. Отсюда и термин «Digital Natives 2.0» (с английского «цифровые аборигены»). Они имеют четкое представление не только о своей жизни, но и о своей работе.
Исследования показывают, что гарантия занятости и финансовая безопасность имеют второстепенное значение для поколения Z. Вместо этого молодые люди хотят работать независимо, желательно в домашнем офисе, иметь гибкий стиль руководства и возможности для личного развития. Корпоративные ценности, такие как социальная поддержка, для них не менее важны. В целом, это высокие требования к компаниям, в которые они придут работать.
Кстати, эксперты увидели четкую связь между заполнением новых вакансий для молодых специалистов и привлекательностью условий труда в компании.
Молодые люди не белоручки, эти ребята умеют трудиться, но если условия будут жесткими в силу специфики деятельности, не постесняются попросить компенсацию и не только материальную. Они в разы выше ценят себя, свой труд и вклад в дело, чем поколение их родителей.
Независимо от уровня образования, они хорошо понимают, что такое справедливое распределение задач, приветствуют креатив в управленческих решениях – например, нестандартный режим труда и отдыха, гибридный график работы, когда чередуется офис и удаленка. Стоит подчеркнуть, что это не снижает качества работы – молодые люди ориентированы на результат.
Компании, которые придают большое значение корпоративной поддержке, выигрывают в молодых глазах: покрытие расходов на проезд, финансовая поддержка для получения водительских прав, бонусы за повышение квалификации, обучения внутри компании и желательно в современных интерактивных форматах.
Молодые люди пусть и не заявляют об этом громко, но хотят стать заметными, брать на себя ответственность и развиваться – компании должны предложить им платформу для этого. Также им чрезвычайно важна обратная связь и признание даже небольших заслуг.
Важно учитывать сильные и слабые стороны поколения Z. Все, что связано с цифровыми медиа, творчеством, играми и межкультурными сетями, дается им легко. Однако, когда приходится принимать решения с большим количеством вариантов, они менее терпеливые, чем хотелось бы. Ими нужно управлять, помогать в принятии решений, особенно в конфликтных ситуациях, новичкам давать опытных наставников.
Менеджеры по персоналу должны уделять большое внимание общению, а также коммуникационным ресурсам в компании. Поколение, которое целый день общается с помощью смартфона, планшета или ноутбука, обмениваясь селфи, голосовыми сообщениями и смайликами, ожидает, что соответствующие инструменты будут использоваться и на рабочем месте.
Тема в цифрах
Исследование, проведенное HeadHunter ко Дню студента в начале 2024 года, говорит о том, что кадровый голод на российском рынке труда не слишком-то подстроился под молодых соискателей: мало вакансий допускают частичную занятость и дают возможность совмещать учебу с работой, мало с хорошей заработной платой, если это не сфера IT. Двери для молодых открыты в продажах, логистике, туристическом бизнесе. Легко можно стать частью команды административного персонала, ресторана или кафе, педагогического коллектива, курьерской службы, call-центра.