Аналитики рекрутинговой онлайн-платформы выяснили, какова динамика спроса и предложения в сферах служб доставки, логистики и складского хозяйства, а также какова ситуация с динамикой роста зарплатных предложений для специалистов из данной отрасли.
В сегментах «Грузовые автоперевозки», «Службы доставки», «Логистика», «Складское хозяйство» количество вакансий сегодня превышает количество резюме. Так, количество вакансий по отношению к прошлому январю в текущем январе выросло на 5%, а вот количество резюме выросло значительней – на 6%.
Исследовательский центр SuperJob (Россия, все округа. 27.01.2023), динамика спроса и предложения в сфере «Транспорт, логистика, склад, ВЭД»
| 
			 Период  | 
			
			 Вакансии  | 
			
			 Резюме  | 
		
| 
			 Январь 2023/январь 2022  | 
			
			 +5%  | 
			
			 +6%  | 
		
| 
			 Январь 2023/декабрь 2022  | 
			
			 -2%  | 
			
			 +8%  | 
		
За год средние рыночные зарплаты в сфере «Транспорт, логистика, склад, ВЭД» в номинальном выражении без учета инфляции выросли более чем на 10%. Рекордным же по темпам прироста зарплат оказался 2021: +15,4% по итогам года.
Динамика средних рыночных заработных плат в Москве, %
| 
			 Сфера деятельности  | 
			
			 Динамика средних рыночных зарплат, %  | 
		|
| 
			 2022/2021  | 
			
			 2021/2020  | 
		|
| 
			 Транспорт, логистика, склад, ВЭД  | 
			
			 +10,2%  | 
			
			 +15,4%  | 
		
Рыночные же зарплаты в отрасли также выросли. Так, например, курьер пеший или на велосипеде или самокате в среднем зарабатывает в Москве сейчас 60 тыс. рублей (+5 тыс. руб. год к году), а максимально – 100 тыс. руб. (также +10 тыс. руб.). Водитель-курьер сейчас получает в среднем 90 000 руб. (+5 тыс. руб.) и 170 000 как максимум (+ 20 тыс. руб.).
Комплектовщик может зарабатывать в среднем по рынку 60 тыс. руб. (+5 тыс. руб.), а максимальные зарплаты могут доходить до 100 тыс. руб. (+20 тыс. руб.). Оператор складского учета в среднем зарабатывает 55 тыс. руб. (+5 тыс. руб.), а максимально – 70 тыс. руб. (+5 тыс. руб.).
Грузчики сейчас в среднем получают 55 тыс. руб. (+5 тыс. руб.), а максимально – 90 тыс. руб. (+10 тыс. руб.). Водитель же погрузчика может получать в среднем 65 тыс. руб. (+5 тыс. руб.), а максимально – 100 тыс. руб. (+15 тыс. руб.).
Динамика рыночных заработных плат по отдельным позициям в Москве:
| 
			 Позиция  | 
			
			 Рыночная заработная плата, Net (на руки, после уплаты налогов), fix (без учета бонусов, дополнительных льгот и компенсаций), все графики единым массивом, руб. в месяц  | 
		|||
| 
			 Декабрь 2022  | 
			
			 Декабрь 2021  | 
		|||
| 
			 средняя (медиана)  | 
			
			 максимальная  | 
			
			 средняя (медиана)  | 
			
			 максимальная  | 
		|
| 
			 Курьер пеший/на велосипеде/самокате  | 
			
			 60 000  | 
			
			 100 000  | 
			
			 55 000  | 
			
			 90 000  | 
		
| 
			 Водитель-курьер  | 
			
			 90 000  | 
			
			 170 000  | 
			
			 85 000  | 
			
			 150 000  | 
		
| 
			 Комплектовщик  | 
			
			 60 000  | 
			
			 100 000  | 
			
			 55 000  | 
			
			 80 000  | 
		
| 
			 Оператор складского учета  | 
			
			 55 000  | 
			
			 70 000  | 
			
			 50 000  | 
			
			 65 000  | 
		
| 
			 Грузчик  | 
			
			 55 000  | 
			
			 90 000  | 
			
			 50 000  | 
			
			 80 000  | 
		
| 
			 Водитель погрузчика  | 
			
			 65 000  | 
			
			 100 000  | 
			
			 60 000  | 
			
			 85 000  | 
		
Рыночные заработные платы в декабре-январе по отдельным позициям, направлениям и наиболее типичным графикам работы
| 
			 Позиция  | 
			
			 Рыночная заработная плата, Net (на руки, после уплаты налогов), fix (без учета бонусов, дополнительных льгот и компенсаций), все графики единым массивом, руб. в месяц  | 
			
			 Годовая динамика заработных плат в номинальном выражении без учета инфляции (все направления и графики работы единым массивом), %  | 
		|||
| 
			 Non-food, график 5/2 (8-часовой рабочий день) и 2/2 (продолжительность смены — 12 часов в дневное время, из них 11 часов — рабочие)  | 
			
			 Food, график 2/2 (продолжительность смены — 12 часов, из них 11 часов — рабочие, дневные и ночные смены)  | 
		||||
| 
			 средняя (медиана)  | 
			
			 максимальная  | 
			
			 средняя (медиана)  | 
			
			 максимальная  | 
		||
| 
			 Старший смены склада  | 
			
			 75 000  | 
			
			 110 000  | 
			
			 85 000  | 
			
			 130 000  | 
			
			 +14%  | 
		
| 
			 Водитель погрузчика  | 
			
			 65 000  | 
			
			 90 000  | 
			
			 70 000  | 
			
			 100 000  | 
			
			 +8%  | 
		
| 
			 Кладовщик  | 
			
			 60 000  | 
			
			 90 000  | 
			
			 65 000  | 
			
			 100 000  | 
			
			 +16%  | 
		
| 
			 Комплектовщик  | 
			
			 55 000  | 
			
			 100 000  | 
			
			 60 000  | 
			
			 100 000  | 
			
			 +9%  | 
		
| 
			 Приемщик  | 
			
			 55 000  | 
			
			 80 000  | 
			
			 60 000  | 
			
			 80 000  | 
			
			 +8%  | 
		
| 
			 Сортировщик  | 
			
			 50 000  | 
			
			 70 000  | 
			
			 52 000  | 
			
			 75 000  | 
			
			 +4%  | 
		
| 
			 Грузчик  | 
			
			 50 000  | 
			
			 85 000  | 
			
			 55 000  | 
			
			 90 000  | 
			
			 +10%  | 
		
В целом мы видим не приток, как было в 2008 или 2014 годах, а, напротив, сокращение числа резюме. Люди, у которых есть стабильная или хотя бы относительно стабильная занятость, отказываются от планов смены места работы, а работодатели, наученные ковидом, не торопятся сокращать персонал. А впереди еще очередное дно демографической «ямы» как следствие низкой рождаемости в 90-х гг.
Изменения в соотношении мужчин и женщин уже коснулись позиций, где можно найти место работы, не требующее приложения значительной физической силы. Доля соискателей-женщин за 9 месяцев выросла на 5—6 процентных пунктов среди курьеров и комплектовщиков. Средний возраст соискателей-мужчин вырос. Важно понимать: количество «возрастных» соискателей не стало больше — процентное соотношение изменилось за счет уменьшения числа соискателей моложе 45 лет. Мужчины призывного возраста реже готовы менять работу по разным причинам (и в первую очередь это наличие отсрочки от мобилизации и стабильная работа предприятия).
Судя по опросам SuperJob, большинство работодателей уже отказались от гендерных стереотипов. Компании чаще принимают на работу людей по рекомендациям своих сотрудников, приглашают вернуться уволившихся. Все это доказывает: преимущество на рынке труда окажется на стороне нанимателей, которые смогут сориентироваться первыми и откажутся от лишних барьеров в найме.





