В результате политико-экономической ситуации, спровоцировавшей рекордный рост доли вакантных площадей в торговых центрах Москвы, собственники проектов впервые с 2000 г. стали фиксировать курс долларовой ставки аренды в рублевом эквиваленте, отмечают аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank.
На данный момент к этой мере прибегли более 90% арендодателей столичных ТЦ, среди которых, прежде всего, девелоперы проектов, строящихся и введенных в эксплуатацию после 2013 г., и лишь отдельные арендодатели не идут на уступки. Валютный коридор фиксируется на уровне 40-50 рублей за 1 доллар США на срок от 3 месяцев до 2 лет. Ритейлеры пытаютcя пролонгировать этот период, но в ключевых проектах это сделать не удается.
В среднем по рынку ставки аренды, номинированные в иностранной валюте, за последние 12 месяцев снизились на 20–40%, тогда как пересмотр коммерческих условий в востребованных объектах с сильным пулом арендаторов и высоким трафиком в сегодняшней непростой ситуации происходит с минимальными потерями для собственника: как правило, арендаторам предоставляется дисконт по долларовой ставке аренды, который позволяет нивелировать курсовую разницу.
Юлия Соколова, директор по сдаче в аренду торговых центров Knight Frank, отметила: «С октября 2014 г. на рынке торговой недвижимости Москвы отмечается дефицит арендаторов, приведший к рекордному росту доли вакантных площадей – до 8% в среднем по рынку. Однако в недавно открывшихся проектах уровень вакансии доходит и до 40%. Это связано с тем, что арендаторы с осторожностью рассматривают вход в новые проекты и готовы открывать свои магазины только на лояльных условиях на первые периоды аренды».
Таблица 1. Рублевый эквивалент текущей долларовой ставки в торговых центрах* Москвы, февраль 2015 г.
Профиль
Базовая арендная ставка руб./кв. м/год**
Доля, взимаемая с оборота, %
Спортивные товары (1 500–7 000 кв. м)
5 000 – 8 000
4–8%
Детские товары (1 000–2 500 кв. м)
7 000 – 10 000
8–12%
Операторы галереи профиля «одежда» (50–300 кв. м)
45 000 – 80 000
8–16%
Операторы галереи профиля «обувь» (50–300 кв. м)
42 000 – 85 000
10–16%
Аксессуары (10–70 кв. м)
60 000 – 120 000
11–14%
* рассматриваются строящиеся торговые центры, а также введенные в эксплуатацию не раньше 2013 г.
** не включая НДС, операционные расходы и коммунальные платежи
Источник: KnightFrankResearch, 2015