Фаза перегрева пройдена: рост FMCG-ритейла в России замедляется

Покупатели у полок супермаркета: снижение потребительской активности в сегменте FMCG в России

Даже самые быстрорастущие продуктовые сети снижают темпы: за первое полугодие 2025 года рост их выручки составил 58,7% против 68,6% годом ранее. При этом вся отрасль теряет динамику: потребители переходят к сберегательной модели, а открытие новых магазинов становится всё менее выгодным.

Потребитель охладел — и ритейл следом

По данным Infoline, совокупная выручка 11 наиболее быстрорастущих FMCG-сетей за январь—июнь 2025 года достигла 525 млрд рублей, увеличившись на 58,7% год к году. Это всё ещё впечатляющая динамика, но ниже прошлогодних +68,6%.

Снижение — системное:

  • Общая выручка топ-50 ритейлеров выросла только на 15,5%, тогда как год назад — на 22,6%.

  • По итогам III квартала тренд сохраняется: игроки фиксируют замедление как товарооборота, так и физического потока.

  • Прогноз роста физического объема продаж в 2025 году — +2%, против 6–7% годом ранее (по оценке Х5 Group).

Причина — переход населения к сберегательной модели потребления на фоне стагнации реальных доходов и инфляционного давления.

Кто растёт быстрее всех

Топ-5 по темпам роста в 2025 году:

Сеть Оборот, млрд ₽ Рост г/г %
Чижик 193,8 +89,3%
Ozon Fresh 59,6 +71,3%
Рубль 3,07 +69,7%
Яндекс Лавка 78,8 +55,3%
Трафик 0,99 +49,6%

Наиболее активно растёт сегмент жестких дискаунтеров:

  • «Чижик», «Смарт», «Победа», «Чеснок» и «Рубль» увеличили сеть на 9,1% за 7 месяцев 2025 года (до 11,5 тыс. магазинов).

  • По данным АКОРТ, их доля в общем обороте пока составляет лишь 6%, но по темпам роста они в 2,5 раза опережают другие форматы.

Экспансия и доставка: драйверы остаются, но сдержанно

«Яндекс Лавка» связывает рост с развитием франшизы и запуском в 8 новых городах. В компании считают наиболее перспективными аптечный сегмент и цветы — как направления с высокой маржинальностью.

Ozon Fresh фокусируется на развитии инфраструктуры экспресс-доставки, а не только на офлайн-формате. Это усиливает их позиции в периферийных районах и малых городах, где традиционные игроки расширяются медленнее.

Новые магазины — не всегда плюс

По мнению Алексея Ванчугова (управляющий партнёр «Ванчугов и партнёры»), активная фаза роста FMCG-ритейла завершилась:

  • Стоимость открытия новых точек растёт (земля, ремонт, персонал).

  • Становится сложнее находить свободные локации.

  • Рентабельность единицы торговой площади снижается.

«Мы видим смещение фокуса от количественного роста к оптимизации текущей сети», — отмечает Михаил Бурмистров, CEO Infoline-Аналитики.

Выводы для логистики и розничного бизнеса

  1. Фаза экстенсивного роста FMCG-сетей закончилась. Дальнейшее развитие будет зависеть от качества логистики, технологий и уровня сервиса.

  2. Фокус смещается в сторону низкозатратных форматов — жёстких дискаунтеров и компактных экспресс-точек.

  3. Инфраструктура доставки становится таким же важным фактором масштабирования, как и офлайн-локации.

  4. Технологическое развитие (автоматизация, e-commerce, dark store) становится ключом к эффективности в условиях падающей маржи.

  5. Логистические операторы и девелоперы должны учитывать переход от прироста площади — к оптимизации складских и транспортных издержек.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости