Продовольственный ритейл замедляется: что происходит с рынком и логистикой

Покупатели в торговом зале сетевого продуктового ритейлера на фоне полок с товарами

Продовольственный ритейл в России продолжает расти, но темпы прироста выручки заметно замедляются. Участники рынка пересматривают стратегии и инвестиционные планы — в том числе в логистике — на фоне высокой ключевой ставки, стагнации потребления и роста издержек. Такой вывод, в частности, приводится в недавнем материале «Ведомостей».

Рост есть, но уже не тот

По оценкам Infoline-аналитики, в 2024 году рынок продовольственной розницы вырос на 14,7%, достигнув 26,41 трлн руб. В 2025 году прирост замедлится до 12,8%, а в 2026 — до 8,5%. И хотя Ассоциация компаний розничной торговли сохраняет оптимизм, говоря о «двузначных темпах», аналитики отмечают тревожные сигналы:

  • физический объем потребления стагнирует;

  • инфляция остаётся основным драйвером прироста оборота;

  • выручка растёт преимущественно за счёт роста среднего чека, а не трафика.

Во втором полугодии 2025 года, по прогнозам, продажи прибавят лишь 11,9%, против 13,9% в первом полугодии.

Из гипермаркетов — в магазины «у дома»

Одно из ярких проявлений трансформации поведения покупателей — снижение трафика в гипермаркетах и рост популярности дискаунтеров и магазинов шаговой доступности.

По данным Focus Technologies, трафик в продуктовых магазинах в ТЦ за январь—август 2025 года просел на 8% год к году. В среднем же снижение посещаемости по ТЦ составило только 3%. То есть ритейл уже не всегда является якорем в торговых комплексах.

Ритейлеры подстраиваются:

  • «Вкусвилл» закрывает малоприбыльные магазины, усиливая онлайн-продажи.

  • «О’кей» предлагает индивидуальные скидки и сокращает маржу ради оборота.

  • «Ашан» делает ставку на супермаркеты, снижая акцент на гипермаркеты.

Цены, издержки, ставки: давление усиливается

Высокая ключевая ставка ЦБ остаётся одним из главных сдерживающих факторов. Это не только удорожает заимствования, но и бьёт по региональным игрокам, которые всё чаще становятся мишенью для M&A-сделок:

  • В 2025 году «Магнит» купил «Азбуку вкуса», а «Лента» — ООО «Молл» (бренды «Молния» и Spar).

  • До конца 2026 года рынок ожидает новые сделки, включая возможную продажу гипермаркетов «О’кей» и сети «Реми» на Дальнем Востоке.

При этом маржинальность бизнеса под давлением: рост себестоимости опережает рост цен на полке. Основные статьи роста затрат:

  • логистика;

  • персонал;

  • закупочные цены;

  • инфраструктурные издержки.

Онлайн и дискаунтеры — лидеры в новых условиях

В ситуации замедления экономики и изменения потребительских привычек лучше всего себя чувствуют игроки с оптимизированной логистикой и низкими издержками:

  • жесткие дискаунтеры;

  • сетевые магазины у дома;

  • e-commerce с отлаженной последней милей.

Эти форматы легче адаптируются к изменению спроса и способны оперативно реагировать на рост конкуренции и запрос на доступную цену.

Что это значит для логистического бизнеса?

  • Продовольственный ритейл будет перестраивать цепочки поставок под более мелкие форматы — это требует иных логистических решений и большей гибкости.

  • Ритейлеры ищут менее капиталоемкие объекты — меньшие по площади, но с более высокой оборачиваемостью.

  • Вырисовывается рост спроса на локальные распределительные центры, особенно в регионах.

Рынок продовольственного ритейла по-прежнему растёт, но делает это медленнее, дороже и сложнее. Давление со стороны ставок, издержек и конкуренции требует от бизнеса не просто масштабирования, а глубокой трансформации логистики и форматов торговли. Побеждают не те, у кого больше магазинов, а те, кто быстрее и эффективнее адаптируется.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости