
Офисные проекты становятся полноценными точками притяжения благодаря развитию коммерческой инфраструктуры
По данным исследования NF Group и девелопера STONE, к марту 2025 года доля инфраструктурного ритейла в строящихся бизнес-центрах Москвы классов Prime и A достигает в среднем 10%. Для сравнения: в действующих объектах этот показатель составляет 4% от общей площади офисов.
Тренд связан с растущим спросом на удобную инфраструктуру «у рабочего места», где сотрудники могут быстро решать повседневные задачи — от обеда до покупок.
Структура помещений для ретейла в действующих столичных бизнес-центрах классов Prime и А по площади, март 2025 г.

В чем особенности новых бизнес-центров
-
В проектах с продажей офисов в собственность доля инфраструктурного ритейла еще выше — в среднем 10%.
-
В новых комплексах арендаторы занимают до 50% площадей уже в первый год после ввода в эксплуатацию.
-
Средневзвешенная арендная ставка — 67 010 руб./кв. м/год (с НДС).
Профессиональные девелоперы закладывают коммерческую инфраструктуру на ранних этапах проектирования: правильная нарезка помещений, инженерная подготовка, создание якорных объектов (столовые, фитнес-клубы, кофейни, конференц-залы).
Основные профили арендаторов ретейл-инфраструктуры в действующих столичных бизнес-центрах классов Prime и А

Какие сегменты ритейла растут быстрее всего
Согласно данным NF Group:
-
заведения общественного питания формируют 57% арендаторов в бизнес-центрах;
-
18% — операторы сферы красоты и спорта;
-
6% — банковские учреждения.
По структуре открытий в гастрономическом сегменте:
-
43% приходится на кофейни;
-
32% — на рестораны;
-
оставшаяся доля — на буфеты, кулинарии и фуд-холлы.
Особенно высок спрос на площади 100–200 кв. м, востребованные у гастрономических концепций и кофеен, а также на блоки 300–500 кв. м для крупных кафе и столовых.
Структура открытий заведений общественного питания в действующих столичных бизнес-центрах классов Prime и А

Логика развития: от инфраструктуры — к повышению ликвидности объектов
Ольга Широкова, партнёр NF Group:
«Офис сегодня — это не просто место работы. Коммерческая инфраструктура усиливает привлекательность проекта, формируя устойчивый пул арендаторов уже на старте эксплуатации».
Кристина Недря, директор коммерческого управления STONE:
«В наших проектах доля инфраструктуры за три года увеличилась вдвое. Важно не только создать сервисные зоны, но и сохранить их качество за счёт управления в рамках девелопера».
Прогноз
После завершения текущего цикла строительства среднерыночная доля инфраструктурного ритейла в московских бизнес-центрах классов Prime и A вырастет с 4% до 6%. Это задаст новый стандарт для всех будущих проектов на рынке высококлассной офисной недвижимости.