Москвичи выбирают малое: как небольшие ТЦ вытесняют крупноформатные из аренды

Рынок торговой недвижимости Москвы в I квартале 2025 года демонстрирует неожиданный парадокс: при рекордном объеме ввода новых площадей уровень вакантности продолжает снижаться. Ответ — в стремительном росте популярности малых форматов.

По данным CORE.XP, доля свободных площадей в московских торговых центрах снизилась до 4,7% — минимального значения за десятилетие. При этом объем нового ввода в январе—марте вырос более чем вдвое год к году и составил 79 тыс. кв. м. Подобную динамику подтверждают и в IBC Real Estate. Однако наполняемость распределяется неравномерно: рынок всё активнее фокусируется на небольших торговых объектах.

В чём феномен «малых форматов»?

Средняя площадь нового ТЦ — от 10 до 16 тыс. кв. м. Таким центрам достаточно 2–3 якорных арендаторов, чтобы обеспечить стабильный трафик. Малые ТЦ быстрее проектируются, вводятся в эксплуатацию и быстрее заполняются. Кроме того, арендодатели гибче идут на условия, что особенно важно в условиях снижающейся экспансии локальных брендов и продолжающейся нестабильности потребительского спроса.

По данным CORE.XP, структура новых открытий в I квартале 2025 года выглядит следующим образом:

  • 33% приходится на одежду, обувь и аксессуары;

  • 14,4% — на общественное питание;

  • 11,5% — на товары для дома;

  • прочее — бытовая техника, спорт, книги и подарки.

Таким образом, малые ТЦ все чаще позиционируются как места для быстрых повседневных покупок и досуга, а не «шопинг-дестинации выходного дня».

Почему крупные ТЦ теряют позиции

По мнению экспертов, несмотря на то что общий объем ввода торговых объектов в 2025 году может утроиться по сравнению с 2024-м (до 391,4 тыс. кв. м), крупные ТЦ будут заполняться медленно. В CORE.XP прогнозируют, что на «стабилизацию» вновь введенного объекта потребуется до двух лет.

Причины:

  • Уход иностранных якорных арендаторов, особенно fashion-сегмента, ослабил привлекательность крупных ТЦ для покупателей.

  • Рост онлайн-торговли перетягивает аудиторию из оффлайна.

  • Снижение темпов экспансии российских брендов: по данным CMWP, в 2025 году на рынок выйдут лишь 22 новых бренда, что на 57% меньше, чем годом ранее.

Крупные ТЦ, в отличие от малых, требуют большего бюджета на содержание, маркетинг и обеспечение трафика. Отсутствие быстрой ротации арендаторов усложняет стратегическое управление.

Чего ждать рынку дальше

Спрос на торговую недвижимость в 2025 году будет оставаться устойчивым в сегменте малых и среднеформатных ТЦ, в то время как большие объекты продолжат бороться за арендаторов. Уровень вакантности, по прогнозам CORE.XP, останется близким к текущему уровню.

В условиях растущей конкуренции владельцам крупных объектов предстоит либо трансформировать концепции под формат «lifestyle-дестинаций», либо усиливать синергию с развлечениями, гастрономией и услугами. В противном случае — малые ТЦ окончательно закрепят за собой статус «точки первой потребности» в структуре городской торговли.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости