Аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank отметили, что обеспеченность россиян магазинами формата аутлет на самом низком в Европе уровне – 1,1 кв. м /1000 чел. против 9,2 кв. м/1000 чел. в среднем в европейских странах и 90 кв. м/1000 чел. в США. В Америке аутлетов насчитывается более 200, в Европе – около 150, в России – всего 6. Благодаря вводу в 2019 году трех новых проектов в Москве и Санкт-Петербурге показатель обеспеченности в России может вырасти до 1,5 кв. м/1000 чел. На 2019 год в стране запланирован ввод порядка 70,5 тыс. кв. м в подобном формате, что на 24% выше, чем было введено в 2018 году и станет рекордным показателем по вводу подобных проектов.
Всего на текущий момент в России действует 6 аутлетов – 4 в Московском регионе, по одному – в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. На 2019 год запланирован ввод порядка 70,5 тыс. кв. м в подобном формате, что на 24% выше, чем было введено в 2018 году и станет рекордным показателем по вводу подобных проектов. К запланированным к вводу объектам относятся Novaya Riga Outlet Village (GLA – 25 280 кв. м), «соседний» The Outlet (также на Новой Риге, GLA – 25 000 кв. м), Fashion House Outlet Centre (GLA – 20 260 кв. м). На 2019 год запланирован также ввод 2-ой очереди дисконт-центра «Орджоникидзе,11» (GLA – 14 000 кв. м).
Всего в 2018 году было введено 56,8 тыс. кв. м новых площадей в аутлетах: XL Family Outlet в Московской области (бывший XL III, GLA – 39 800 кв. м) – перепозиционирование объекта из классического формата, в Санкт-Петербурге 2-я очередь Outlet Village Pulkovo (GLA – 6 700 кв. м). Также в 2018 году состоялось открытие первого профессионального аутлета за пределами двух столиц – аутлет-центр Brand Stories в Екатеринбурге (GLA – 10 344 кв. м).
Аналитики Knight Frank подчеркивают, что форматы, предоставляющие товары со скидками (аутлет- и дисконт-центры, магазины формата offprice), находятся на пике популярности. Например, выручка сети off-price магазинов Familia выросла за прошедший год на 30%.
В среднем посещаемость данного формата увеличилась за год на 15% L4L, а уровень вакансии в столичных аутлетах в среднем ниже, чем в классических торговых центрах – 3% против 7%. За год снижение вакантных площадей в сегменте составило менее 1%.
Также отличается среднее время, проведенное посетителями в аутлетах: 2-3 часа против 1-1,5 часов в классическом ТЦ (не учитывая посещение развлекательных зон).
Действующие и запланированные к вводу аутлеты в России
№ |
Регион |
Название |
Адрес месторасположения |
GLA |
1 |
МО |
Fashion House Outlet |
пос. Черная грязь, Торгово-промышленная ул., стр. 6 |
20 224 |
2 |
МО |
XL Family Outlet (бывш XL III) |
Мытищи, Коммунистическая ул., 1 |
39 800 |
3 |
Москва |
Outlet Village Белая Дача |
Новорязанское ш., д. 8 |
36 663 |
4 |
Москва |
Vnukovo Outlet Village |
дер. Лапшинка, вл. 8 |
29 290 |
5 |
Санкт-Петербург |
Outlet Village Pulkovo |
Пулковское ш., д. 60/1 |
19 200 |
6 |
Екатеринбург |
Brand Stories Outlet |
Нескучная ул., 3 |
10 344 |
7* |
Москва |
Novaya Riga Outlet Village |
Новая Рига, д. Покровское, ул. Центральная д. 68 |
25 280 |
8* |
Москва |
The Outlet |
Новая Рига |
25 000 |
9* |
Санкт-Петербург |
Fashion House Outlet Centre |
Таллинское шоссе, 40 |
20 260 |
*планируются к вводу в 2019 году
Источник: Knight Frank Research, 2019
Обеспеченность торговыми площадями формата аутлет на 1000 жителей
Территория |
Суммарный GLA, кв.м. |
Обеспеченность, кв.м./1000 жителей, 2019 г. |
Обеспеченность с учетом ввода новых объектов, кв.м./1000 жителей, 2020-2021 гг |
Москва и МО |
125 977 |
6,3 |
8,8 |
СПБ и ЛО |
19 200 |
2,7 |
5,5 |
Екатеринбург и Свердловская обл. |
10 344 |
2,4 |
3,8 |
Справочно: Россия |
155 521 |
1,1 |
1,5 |
Источник: Knight Frank Research, 2019
Как отмечает Евгения Хакбердиева, директор департамента торговой недвижимости Knight Frank, при явном недостатке площадей такого формата в сравнении с западными странами, есть локальные нюансы развития российских аутлетов. В отличие от западных в российских аутлетах ассортимент в большинстве случаев – это стоки марок, т. к. доставка специальных аутлет-моделей из-за рубежа на данный момент невыгодна – негативный эффект оказывают и валютные курсы, и небольшое количество магазинов подобного формата. Единичные бренды реализуют товар в таком формате в России, например Nike Factory outlet. Только с ростом количества полноформатных аутлетов в России, бренды начнут завозить соответствующие товары, пока ради пары магазинов – это нецелесообразно. Именно поэтому развивать этот формат в регионах пока сложно, поскольку бренды выходят на рынок преимущественно через партнеров, которые предпочитают стоковый товар реализовывать в своих обычных магазинах, выделяя зону со спецпредложением.
По прогнозам аналитиков Knight Frank, в столице с учетом заявленных к вводу объектов и пересечения аудитории с форматом дисконт-центров, напротив, на текущий момент потенциал развития ограничен. В перспективе, при синергии таких факторов как увеличение турпотока, tax free для туристов, ограничение суммы беспошлинных трансграничных покупок для россиян, улучшение покупательских возможностей, емкость столичного рынка для формата вырастет. У аутлетов есть потенциал развития в крупных российских мегаполисах, где есть сформировавшаяся аудитория, хорошо знакомая с международными марками, уделяющая внимание брендированным товарам высокого качества и имеющая финансовую возможность для покупки.
Knight Frank