В Лаишевском районе Республики Татарстан в селе Столбище в скором будущем появится второй по площади в России логистический технопарк.
На участке в 120 га международный концерн DoorHan планирует построить складской комплекс с огромными складскими площадями 500 000 м2, основу которого составят склады класса «А». На сегодняшний день в Татарстане ощущается дефицит подобных складов.
Общая площадь складских помещений в Казани — 433 400 квадратных метров, 99% этих помещений занято.
За 10 лет международный концерн DoorHan планирует вложить до 20 млрд. собственных средств, ради этого он отказался от подобных проектов в других регионах. Предварительные договоренности с руководством Республики Татарстан уже достигнуты.
В феврале 2023 года состоялась встреча руководящего состава концерна DoorHan с главой РТ Рустамом Миннихановым. На встрече было принято решение, что площадка в Татарстане по всем параметрам имеет массу преимуществ перед остальными объектами, и вместо разрозненных комплексов в различных местностях вполне логично запустить один мегапроект.
На одной территории со строящимся логистическим комплексом находится завод по производству быстровозводимых полнокомплектных и блочно-модульных зданий на основе стального каркаса. Этот завод будет производить металлоконструкции для строительства логистического технопарка.
Сейчас разрабатывается генплан данного объекта. Создана рабочая группа во главе с министром экономики РТ.
Ожидается, что первая очередь технопарка будет построена к концу 2024-го. Инвестиции в первый этап строительства оцениваются в 2 млрд. рублей. А общий объем вложений — от 15 млрд до 20 млрд. рублей.
Ожидается, что в логистическом парке будет 10 корпусов, каждый площадью 50–55 тыс. м2 (в сумме — около 500 тыс. м2). Корпуса большей площади планируют приспособить под логистику, а еще в планах возвести ряд корпусов назначения Light Industry — когда рядом с производством могут размещаться другие, более мелкие предприниматели, которые занимаются производством для обеспечения якорных резидентов.
Основу технопарка составят складские площади класса «А» с высотным хранением и с непрерывной работой по обеспечению погрузочно-разгрузочных процессов.
В технопарке будут созданы комфортные условия для оказания комплекса услуг, связанных с транспортировкой грузов, что позволит оптимизировать потоки товаров и сократить затраты на их перевозку и хранение. Кроме того, в рамках проекта запланировано строительство общежитий (в том числе для работников, которые будут заняты в технопарке), бизнес-центра, спортплощадок, магазинов, аптек, тренажёрных залов, столовых и других объектов, обеспечивающих оптимальные условия труда. В планах — обеспечить 15–20 тыс. человек рабочими местами.
У концерна уже есть опыт строительства складских комплексов (например, в Подмосковье), но технопарк в Столбище — первый проект такого масштаба. Поэтому его срок реализации настолько внушительный: по скептическим прогнозам компании он может составить от 10 до 15 лет, по оптимистичным — сократиться в 2 раза.
«Когда будут запущены первые корпуса, появятся первые арендаторы, привлекательность этого места значительно возрастет, а спрос создаст предложение. Если будут компании, которые сразу обозначат, что готовы стать резидентами, то мы готовы сократить темпы даже в 2 раза. Наши производственные мощности все это сделать позволяют», — заявил генеральный директов ООО «ДорХан СПК-Казань» Константин Антонов.
Если проект полностью будет реализован, то он может стать вторым по величине складским комплексом класса «А» в России. Самым большим складом в РФ и Европе считается логистический парк «Северное Домодедово» компании MLP. Второй после него по площади — логоцентр «Ориентир Запад» в 35 км от МКАД, его площадь — 400 тыс. м2.
По прогнозам экспертов близость к трассе М12 и нехватка складов в Казани и на территориях около нее подстегнут спрос на аренду площадей.
В пользу размещения технопарка в Столбище сыграли два фактора: первый — близость к трассе М12 (ожидается, что ее откроют уже в конце 2023 года), рядом с заводом ближайший съезд с М12, который является бесспорным преимуществом в любом логистическом проекте; второй — близость к ОЭЗ «Иннополис Лаишево». У этой особой экономической зоны в республике две площадки: одна — в Иннополисе, вторая — в селе Усады Лаишевского района.
Площадка Иннополиса направлена на развитие высокотехнологичных производств, а будущий технопарк DoorHan — на создание логистических площадей.
Интерес к складской недвижимости объясняется высоким спросом на помещения для хранения, сортировки в связи с ростом традиционного и онлайн-ритейла в республике и с развитием мелкого и среднего предпринимательства. Высокий спрос подогревается практически отсутствующим предложением. В столице РТ и около нее построено 433,4 тыс. м2 складов.
Решение концерна DoorHan о строительстве собственных складов и логокомплексов продиктованы потребностями бизнеса: если бы в республике присутствовали активы, которые можно взять в аренду, компания не вкладывала бы миллиарды в строительство.
Сейчас в состав концерна DoorHan входят 30 заводов, 24 производственно-складских комплекса, 55 торговых представительств, 543 тыс. м2. производственных площадей. Ранее концерн занимался производством ворот, рольставен, автоматики, дверей, систем ограждений, производством складского оборудования. Но в последнее время концерн начал строить быстровозводимые полнокомплектные и блочно-модульные здания, а так же частные дома и гаражи по технологии EFFECT.
Для примера, во время пандемии концерн воплотил в жизнь в Новой Москве инфекционную больницу (13 зданий в чистом поле всего за месяц). В том же 2020-м году благодаря концерну было построено четыре госпиталя компании «Русал» в Тайшете, Богучанах, Ачинске и Краснотурьинске, 8 госпиталей в России и Казахстане. Параллельно с этим компания реализовала многоплановое количество объектов: общежития, столовые и административные здания на архипелаге Новая Земля, многоквартирные дома в Чечне и здание аэропорта «Утренний» на Ямале.
Основными заказчиками концерна являются крупные строительные организации, предприятия агропромышленного комплекса, отраслей здравоохранения, строительства, железнодорожного транспорта, горнодобывающей, угольной, золотодобывающей, нефтеперерабатывающей и оборонной промышленности.