В республиках Центральной Азии сохраняется острый дефицит качественной логистической инфраструктуры. Между тем, спрос на нее продолжает неуклонно расти. Закономерно, что в сложившейся ситуации на пике востребованности оказались складские объекты формата 3PL. Это стало одной из главных тем, которые обсуждались в ходе Первого Центрально-азиатского складского саммита 1st Central Asia Warehouse Summit (3 октября, Алматы).
На сегодняшний день совокупная площадь складских комплексов, где арендаторам предоставляется 3PL-функционал, оценивается в 0,8 млн кв. м. При этом общий объем спроса на логистические мощности в одном только Казахстане ожидается на уровне 2,0-2,8 млн кв. м. Основными потребителями (исходя из статистики по Алматы — крупнейшему логистическому узлу во всем регионе) выступают компании, которые специализируются на продуктах питания, бытовых товарах, электронной торговле и автозапчастях. Вместе они занимают до 70% всех складских площадей.
«Многие компании испытывают серьезные трудности с поиском качественных помещений крупного размера. Зачастую оптимальным выходом в таких ситуациях остается переключение на формат 3PL-услуг, что подталкивает его развитие, — указывает Нурмат Суеркулов, генеральный директор MP Solutions. — Помимо прочего, этот вариант позволяет оптимизировать затраты на размещение, сортировку и доставку товаров, а также повысить качество клиентского сервиса». Кроме того, по словам эксперта, проекты с 3PL могут быть особенно интересны тем арендаторов, в бизнесе которых присутствует фактор сезонности.
Вместе с тем, масштабирование складов этого типа пока что наталкивается на ряд барьеров:
- высокая стоимость кредитных средств, обусловленная инфляционным давлением,
- нехватка квалифицированных кадров (особенно операторов WMS-систем),
- слабость профессиональной экспертизы,
- наличие проблем, связанных с организацией доставки на этапе «последней мили».
Однако Станислав Ахметзянов, управляющий партнер IBC Global, все же уверен, что позитивных предпосылок для дальнейшего расширения 3PL-инфраструктуры намного больше. Среди них стратегическое значение имеет долгосрочная инвестиционная привлекательность «сервисных» складов.
«На текущий момент логистические комплексы в Казахстане способны обеспечить до 20% годового дохода. Это значит, что затраты на строительство могут окупиться уже спустя пять лет. Здесь следует учитывать, что период действия арендных контрактов вдвое больше», — обращает внимание Ахметзянов. К тому же на перспективы 3PL-комплексов работает динамичная экспансия маркетплейсов (включая Pinduoduo и 1688.com) и появление операторов из России, Китая и Турции.