24 июля 2018 года состоялась встреча членов Совета профессионалов по цепям поставок, в ходе которой ведущие - Дмитрий Лакизенко, директор по продажам CHEP (ЧЕП) в России, и Анна Казанцева, специалист по развитию бизнеса компании, отвечали на самые актуальные вопросы руководителей производств, ритейлеров, дистрибьюторов и IT-разработчиков. Самые интересные из них читайте в ликбезе Retail.ru.
1. Что такое пулинг паллет, и чем он отличается от аренды?
Пулинг — это система оборота тары, при которой клиент берет паллету в пользование, а не покупает ее. Чтобы понять, чем пулинг отличается от классической аренды, Дмитрий Лакизенко приводит аналогию с автомобилем: его можно купить, взять в аренду или воспользоваться сервисом каршеринга. При аренде автомобиля клиент должен вернуть транспорт в пункт приема, а услуга каршеринга позволяет оставить машину в удобной для клиента локации, на чем ответственность пользователя заканчивается. В целом система пулинга близка к системе каршеринга: клиент пользуется тарой, пока она ему нужна — размещает на ней товары и отправляет ее контрагенту. Все, что происходит с паллетой после отправки по месту назначения, — забота компании CHEP (ЧЕП).
2. Что такое цикл оборота паллеты, и как он измеряется?
В широком смысле цикл оборота паллеты - это время от отправки тары клиенту, до возвращения ее в сервисный центр CHEP (ЧЕП) для инспекции и обслуживания. Для клиентов компании цикл паллеты начинается с момента доставки тары на склад или производственный объект до уведомления CHEP (ЧЕП) об отправке паллет контрагенту. Стандартно СНЕР предлагает три варианта услуг аренды на циклы 30, 15 и 7 дней.
3. Как подсчитать стоимость цикла оборота собственных паллет в компании?
Для ответа на этот вопрос нужно исходить из основного перечня затрат в цепочке поставок, связанных с паллетами:
- Стоимость владения паллетами: закупка паллет, затраты на возобновление пула (стоимость дополнительных паллет, которые были утрачены/сломаны); сумма «замороженных» денег, которые идут на закупку резервной тары, продажа / утилизация лома паллет, которая поступает из сетей.
- Операционные затраты: инспекция и сортировка, ремонт, закупка запчастей, хранение паллет на складе.
- Затраты на транспорт: погрузочно-разгрузочные работы, отправка и возврат паллет от ритейлеров.
- Административные затраты: любые вопросы, связанные с учетом паллет, сверкой балансов по паллетам с контрагентами, администрированием процесса выпуска и оборота паллет.
4. Как оценить экономический эффект от системы пулинга по сравнению с приобретением паллет в собственность?
Основная экономия при переходе на систему пулинга достигается за счет сокращения административных и операционных издержек: не нужно держать запас паллет на складе, заниматься их хранением, инспектированием, ремонтом, возвратом от ритейлеров. Анна Казанцева отмечает, что дельта между затратами на пользование собственными паллетами и оборотными составляет от 17 % до 30 %. При этом конечная стоимость услуг для каждой компании рассчитывается индивидуально, впрочем, как и целесообразность перехода на данную систему.
5. Как осуществляется возврат тары?
Возвращать тару не нужно, после отправки ее с товаром в сети или в дистрибьюторские центры, CHEP (ЧЕП) забирает освободившиеся паллеты самостоятельно. Для сбора паллет компания заключает договор с ритейлерами и дистрибьютерами, согласно которому она имеет право забрать пустые «синие» паллеты, в случае если тара не включена в стоимость изделия. Часто они оказывают компании услуги по сортировке паллет и складированию их на своем РЦ. Когда на складе накопилось достаточное количество «синих» паллет, CHEP (ЧЕП) и забирает их в сервисный центр для инспекции и ремонта.
6. Как перейти на пулинг паллет? Есть ли «универсальная» схема перехода всего производства на «синие» паллеты?
Есть 2 подхода к вопросу перехода на систему оборотной тары. Первый подход — перейти полностью с обычных «белых» паллет на «синие», это проще с точки зрения управления процессами работы с тарой. Второй подход — переходить пошагово: начать с выделенных потоков, где производителю проще отследить точки отправки «синих» паллет, к примеру, при производстве СТМ (собственной торговой марки). С каждым клиентом CHEP (ЧЕП) строит отдельную схему работы исходя из списка его контрагентов. Если паллеты берет в пользование производитель товаров, то он сотрудничает, как правило, с самыми крупными ритейлерами и дистрибьюторами. С основными игроками рынка CHEP (ЧЕП) уже работает либо ведет переговоры о сотрудничестве, клиенту остается только интегрироваться в цепочку договоренностей.
7. Какая административная нагрузка ложится на плечи клиента при системе пуллинга? Как клиент документально подтверждает, что отправил «синие» паллеты своему контрагенту?
Все, что нужно для документального подтверждения отправки «синих» паллет, - обменный контракт (паллета должна быть выведена из стоимости товара) и отметка в транспортной накладной. Данные об отправках паллет, которые поступают от поставщика, являются приоритетной информацией для ведения баланса оборотной тары с ритейлерами. В СНЕР (ЧЕП) действует система MyCHEP, в которой производители и ритейлеры самостоятельно отображают транзакции с паллетами компании. Возможен также вариант работы с использованием Exсel-таблиц. В такие отчеты необходимо включать информацию о количестве и направлениях отправки «синей» тары.
8. Возможно ли использовать услуги CHEP (ЧЕП), если бизнес подразумевает трансграничные и национальные транспортировки?
CHEP (ЧЕП) оперирует только собственным пулом паллет, права на которые подтверждаются на юридическом и международном уровнях, поэтому на российском рынке и при пересечении границ право собственности на паллеты сохраняется. На данный момент зона покрытия компании — больше 60 стран мира, в России поставки возможны в любой регион за исключением Дальнего Востока в силу затрудненной транспортной доступности в области.
9. Некоторые ритейлеры требуют поставлять товар на нестандартных паллетах, параметры которых прописаны в операционных требованиях между поставщиком и ритейлером. Как «вклинить» в эту цепочку CHEP (ЧЕП)?
Необходимо переподписать договор с контрагентом на новые стандарты. В России клиентам компании доступны различного вида паллеты: дюссельдорфские, европаллеты, полупаллеты, четверть-паллеты. На данный момент у CHEP (ЧЕП) есть договоренность с 6 крупнейшими ритейлерами России и с большинством крупных дистрибьюторов, они уже знают и принимают тару компании на свои РЦ.
10. Если паллета сломалась на производстве или отправилась в «неверном» направлении, откуда CHEP (ЧЕП) не сможет ее забрать, как отношения регулируются в этом случае?
Перед началом сотрудничества CHEP (ЧЕП) подписывает с клиентом оборотный контракт, в котором стороны согласуют направления отправки тары. Ошибки случаются: по внутренней статистике компании порядка 7 % поддонов отправляются в такие локации, откуда компания не может их забрать. Что касается поломок «синих» паллет на производстве до отправки в сети, то он минимальный и составляет доли процента. Подобные вопросы регулируются в договоре, где прописывается фиксированная сумма неустойки в том или ином случае.
11. Что представляет из себя сервисный центр? Сколько открыто подобных центров в России, и сколько компания планирует открыть?
Сервисный центр — это объект, куда компания привозит паллету после завершения цикла «поставщик - ритейлер». Здесь тара инспектируется, сортируется по типу повреждений, ремонтируется, моется, сушится, при необходимости, утилизируется. В России компания открыла 3 сервисных центра и 1 производственный объект. Кроме этого, глобальная политика компании предполагает активное подключение сторонних игроков и максимальную передачу процессов на аутсорс, поэтому по стране открыты дополнительные хабы 35 партнеров организации, где паллеты проходят инспекцию под контролем и по стандартам CHEP (ЧЕП). В общей сложности компания планирует открыть в стране порядка 6 сервисных центров. Увеличение количества таких объектов позволит снизить стоимость услуг компании.
Яна Морозова, Retail.ru