Склады на вырост: как self-storage стал новым элементом городской инфраструктуры

Коридор современного склада self-storage с индивидуальными боксами для хранения личных и коммерческих вещей

В крупных российских городах набирает обороты рынок self-storage — складов индивидуального хранения. Это не просто альтернатива гаражам и кладовкам, а новая форма городской логистики: доступная, гибкая и востребованная как потребителями, так и малым бизнесом.

Рынок, который сформировался вопреки

До недавнего времени сегмент self-storage в России оставался нишевым и слабо институционализированным. Основной спрос обеспечивали частные лица, нуждающиеся во временном хранении вещей — например, при переездах или ремонтах. Однако начиная с 2022–2023 годов ситуация изменилась: склады личного хранения стали регулярным решением в условиях сокращающейся жилой площади, нестабильного потребительского поведения и стремительного роста торговли через маркетплейсы.

По данным «Платформы ОФД» и сети «МегаСклад», в январе—сентябре 2025 года количество оплат за услуги self-storage выросло на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И это — без учёта теневого сегмента.

Пространство как дефицит: жильё сокращается, вещи остаются

Ключевым фактором роста рынка стала деградация привычной инфраструктуры хранения на бытовом уровне. Средняя площадь квартир в новостройках сокращается: в Москве она опустилась до 43,8 кв. м (—3,5% за год), по России — до 48,8 кв. м. Если в 2014 году этот показатель составлял около 57 кв. м, то за десятилетие он снизился на 14%. Одновременно резко сократилось количество домов с балконами и лоджиями: по данным «Инком-недвижимость», в Москве их доля снизилась с 77% до 43% за 5 лет.

Попытки компенсировать нехватку пространства за счёт «технических помещений» (кладовок в ЖК) успехом не увенчались. Средняя цена кладовки в Москве достигла 1,28 млн рублей, увеличившись на 24% за год. Для большинства покупателей такое вложение — невыгодно. Кроме того, застройщики проектируют такие помещения в минимальных объёмах, зачастую с коэффициентом не выше 0,2 от общего числа квартир.

Меняется структура спроса

Первоначально склады личного хранения воспринимались как временное решение для бытовых задач. Сегодня всё больше пользователей арендуют боксы на постоянной основе — в том числе для сезонных вещей, шин, мебели, спортинвентаря и бытовой техники. Согласно «Чек Индексу», только категория хранения шин стабильно удерживает лидерство по объёму платежей, опережая даже хранение мебели.

Но, пожалуй, самым заметным сдвигом стал приход малого бизнеса. В частности, речь идёт о предпринимателях, работающих на маркетплейсах и в e-commerce. Для них склады формата self-storage становятся удобной альтернативой полноценной аренде — без необходимости заключать долгосрочные договоры и брать на себя коммунальные или охранные издержки. В одном и том же помещении можно и хранить, и упаковывать, и собирать заказы.

Self-storage как элемент логистики

На первый взгляд склады индивидуального хранения не имеют прямого отношения к профессиональной логистике. Однако в реальности они становятся частью «гибкой последней мили». В городских условиях, где традиционные складские площади ограничены, а спрос на быструю доставку растёт, такие объекты закрывают логистический разрыв между поставщиком и конечным потребителем.

По данным компании Prostor, количество self-storage-объектов в Москве достигло 95, а в Санкт-Петербурге — 58 тыс. кв. м. Средняя заполняемость остаётся стабильно высокой, а индексируемые ставки аренды (на уровне 10–12% в год) позволяют операторам сохранять маржинальность. При этом многие пользователи воспринимают услугу как «гибкую» — готовые расторгнуть договор в любой момент, если потребность отпадёт. Это накладывает требования к операционному менеджменту и работе с клиентским потоком.

Дальше — вширь: перспективы развития

Эксперты считают, что рынок self-storage в России перешёл в фазу зрелого роста. Повышенное внимание девелоперов к этому формату, особенно в городах-миллионниках, объяснимо: склады личного хранения — это актив с относительно низким порогом входа и стабильной денежной моделью. Сценарии масштабирования уже опробованы в Москве и Санкт-Петербурге, а теперь перемещаются в Казань, Екатеринбург, Новосибирск.

Одновременно с этим расширяется предложение дополнительных сервисов: от аренды стеллажей и страхования имущества до логистического обслуживания малого бизнеса. Всё это делает формат не просто решением для «переходного периода», а частью устойчивой городской инфраструктуры.

Вывод

Склады индивидуального хранения в России больше не воспринимаются как временный или маргинальный формат. Они становятся частью логистической и потребительской среды: удобной, предсказуемой и коммерчески обоснованной. Для логистических операторов это может означать новую точку входа в сегмент B2C, для девелоперов — способ диверсификации активов, а для малого бизнеса — решение, которое позволяет расти без инфраструктурных перегрузок.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости