Александра Селезнева – коммерческий директор компании «Ориентир»
С приходом термина «новая нормальность» в последние полтора года в контексте пандемии и ее последствий для социального и экономического поведения людей, наблюдается бурный рост рынка e-commerce, параллельно ускоряются все процессы, связанные с автоматизацией работы в складской недвижимости. На ряду с традиционными складами класса А в жизнь проникают «умные» фулфилмент-центры с многоуровневой стеллажной системой до 5 этажей – они позволяют экономить пространство и время обработки заказов. Эффективность таких комплексных решений напрямую зависит от цифровизации, которая активно внедряется девелоперами коммерческой недвижимомости. Штучный отбор в современных фулфилмент-центрах всё еще требует участия большого количества сотрудников, однако сортировка заказов прямо сейчас проходит стадию полной автоматизации (или «переходит на «автоматические рельсы»)
Одним из главных признаков современной действительности можно назвать интернет-потребление. По данным Data Insight в 2020 году общий объем e-commerce в нашей стране составил 2,7 трлн рублей. Любопытно, что даже при такой внушительной цифре российский рынок по объему электронной торговли находиться лишь на девятом месте в мировом рейтинге, что лишний раз подчеркивает глобальный масштаб этого тренда.
Столь массовый переход в онлайн, еще и на фоне падения популярности традиционного розничного ритейла, требует соответствующего изменения инфраструктуры объектов торговли. Именно складская недвижимость стала тем сектором, который активнее всего начал видоизменятся в след за потребностями e-commerce. С одной стороны огромные объемы продукции, а с другой необходимость максимально быстро организовать ее доставку до конечного клиента, стали определяющими факторами на этом рынке. В результате спрос на технологии современного фулфилмента резко вырос, ведь он помогает решать сразу несколько ключевых задач e-commerce. Во-первых, автоматизация практически полностью исключает ошибки при сборе заказов, что экономически очень важно при работе с такими объемами. Во-вторых, новейшие технологии в этой области позволят в дальнейшем решить проблему нехватки рабочей силы. Уже сейчас на подобных объектах одновременно работают тысячи, а иногда десятки тысяч людей, так что расширять штат до бесконечности у онлайн-ритейлеров возможности не будет.
Для решения этих задач склады оборудуются конвейерными линиями, шаттлами, автоматически управляемыми тележками. Это позволяет снизить зависимость от количества сотрудников, так как повышается их эффективность: меньше времени тратится на длительные перемещения по складским пространствам, а все необходимые товары приезжают к ним автоматически. Кроме того, фулфилменты оснащаются специальными устройствами – сортерами, которые представляют из себя конвейерную ленту, состоящую из секций-сталкивателей. С помощью этого механизма, выгруженные на ленту товары распределяются по нужным ячейкам, расположенным сбоку или снизу от линии. В результате автоматизации позволяет собрать и отправить пол миллиона заказов в сутки из 3 миллионов уникальных позиций из одного фулфилмент-центра. В перспективе функционал многих из них перейдет в руки современных технологий.
Как мы видим будущее, где большая часть процессов выполняется машинами уже наступило, и наступило оно именно в сегменте логистики и хранения. Один из наших крупнейших клиентов – крупнейший российский онлайн-ритейлер OZON уже анонсировал планы по полной автоматизации своей логистики. Компания займется разработкой и внедрением роботов для использования на складах, а также для доставки товаров клиентам и есть все основания полагать, что по этому пути, пойдут и другие крупные игроки.
Помимо функционального преимущества процесс технологической трансформации складской отрасли связан и с экономическими факторами, где зарплатный фонд – это 70-80% расходов. А с учетом того, что стоимость классического складского персонала: грузчики, комплектовщики, операторы, выросла в прошлом году на 20%-25% технологии становятся серьезных инструментом по сокращению издержек.
По мнению многих экспертов в ближайшие годы сектор e-commerce продолжит развиваться опережающими темпами. Аналитики Data Insight прогнозируют, что отрасль в России вырастет на 34% к 2024 году. Безусловно такой мощный потенциал роста подтолкнет компании к поиску все новых технологических решений, без которых в новой реальности невозможно будет представить крупный прибыльный бизнес.