По мнению ИПЕМ, положительный опыт лизинга грузовых вагонов необходимо использовать в развитии механизмов лизинга на рынках локомотивов и другого подвижного состава. Государственное субсидирование процентных ставок по лизинговым платежам будет иметь значительный синергетический эффект для экономики страны.
Владимир Савчук, руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), принял участие в деловой встрече «Рынок лизинга подвижного и тягового состава – 2014. Текущие проблемы и перспективные ниши». В своем выступлении эксперт ИПЕМ сконцентрировался на перспективных нишах лизинга подвижного состава – локомотивах, пассажирских вагонах и путевой технике.
Согласно инерционному варианту, предусмотренном в проекте Стратегии развития транспортного машиностроения до 2030 года, разработанному ИПЕМ в 2013 году по заказу Минпромторга РФ, в 2015-2020 гг. объем рынка грузовых вагонов составит не менее 600 млрд рублей. В этот же период объем рынков другого подвижного состава (локомотивы, МВПС, путевая техника, пассажирские вагоны) составит около 540 млрд рублей, из которых вторым по объемам является рынок локомотивов – более 250 млрд руб., пассажирских вагонов – более 200 млрд руб, путевых машин – более 50 млрд руб.
По словам Владимира Савчука, на фоне снижения производства предприятий транспортного машиностроения, развитие лизинга может оказать позитивное влияние не только на эту отрасль промышленности, но и на экономику России в целом. «Фактически, субсидирование лизинговых процентных ставок на несколько миллиардов рублей ежегодно может создавать совокупные эффекты и прирост доходов бюджетной системы в размере нескольких десятков миллиардов рублей», - отметил эксперт. Развитие института лизинга подвижного состава можно назвать одной из антикризисных мер, позволяющей решить проблему сохранения и даже существенного увеличения выпуска продукции по ряду позиций. В то же время применение инструмента лизинга позволит в короткие сроки решить проблему дефицита тягового подвижного состава.
Как отметил Владимир Савчук, маневровая техника – один из перспективных сегментов для лизинга. Потребителями в этой сфере являются не только ОАО «РЖД», но и промышленные предприятия, предприятия промышленного железнодорожного транспорта и т.д. Несмотря на его относительно небольшой объем, на нем присутствует ряд платежеспособных производственных компаний, предъявляющих спрос на обновление устаревшего подвижного состава. Лизинг является для таких компаний комфортным инструментом, с помощью которого они могут добиться оптимизации инвестиционной и налоговой нагрузки и снизить издержки на транспорт. Положительный опыт лизинга грузовых вагонов способен стимулировать запуск лизинга маневровых локомотивов.
Как отметил эксперт, перспективным также является применение инструментов лизинга при модернизации маневровых локомотивов. Возможны варианты, при которых компания, производящая модернизацию, выкупает локомотив у промышленного предприятия и, проведя глубокую модернизацию, выдает подвижной состав обратно в аренду или лизинг. В настоящий момент крупнейшие российские производители локомотивов и ремонтные предприятия рассматривают возможность реализации подобных схем.
Субсидирование процентных ставок по лизинговым платежам смогло бы эффективно поддержать российских производителей подвижного состава в период снижения объемов выпуска продукции, увеличив выплаты в бюджеты разных уровней. Государственное субсидирование лизинга железнодорожной техники будет способствовать развитию российского машиностроения, в отличие от лизинга в сфере производства авиалайнеров, которое является в большей степени поддержкой зарубежных производителей.