Регионы, которые не отремонтируют дороги летом, заставят вернуть федеральные деньги, полученные на эти цели.
Минтранс намерен следовать такому правилу не только в 2016 году. И полностью искоренить работы в снег и осенний дождь.
Об этом рассказал первый заместитель министра транспорта Евгений Дитрих во время «горячей линии» в «РГ».
Евгений Иванович, федеральная дорожная сеть «переписана» полностью, региональная – почти полностью. А что с местной? Получается, есть в деревне дорога, но о ней никто не знает, потому и не ремонтируют. Много у нас таких дорог? И что с этим делать?
Евгений Дитрих: Действительно, пока еще не все муниципалитеты подали информацию о своей дорожной сети в полном объеме. Но, понятно, не должно быть бесхозных дорог. И если дорога не числится ни за Федерацией, ни за регионом, то можно смело писать в родной муниципалитет. Мы сейчас в порядке эксперимента работаем с регионами и городами, которые получают средства, собранные через систему «Платон». Дорожники составили перечни дорог, которые они должны отремонтировать.
Они опубликованы. Пользователи могут помочь правильно выбрать дороги, которые нужно пройти ремонтом. А потом и проконтролировать, как выполняются работы. Вот та идеология, которую мы сейчас отрабатываем. Если люди на нее среагируют и регионы будут использовать, тогда мы будем дальше применять такой порядок работы.
Есть некий изъян в этой идеологии. Мы же не жалуемся на гнилую рыбу владельцу гнилой рыбы. Мы жалуемся в Роспотребнадзор. Также мы можем жаловаться в прокуратуру, в суд. А тут вы предлагаете жаловаться тому, кто допустил это безобразие на дороге. А надзор-то есть?
Евгений Дитрих: Я сказал только о том, что есть путь, с которого нужно начать. У нас есть и надзирающие за дорогами органы – прокуратуры областные и местные, управления Ространснадзора, которые проверяют, как муниципальные власти содержат дороги. Есть службы государственной инспекции безопасности дорожного движения, которые также наделены правом выявлять, где и что не так. Представители этих ведомств имеют полномочия выехать на место, в том числе по жалобе граждан, и выдать предписание владельцу дороги, чтобы ее привели в надлежащий вид.
А минтранс может подтолкнуть регионы активнее ремонтировать дороги? В Красноярском крае из 14 тысяч километров региональных автомагистралей около трети нуждаются в ремонтах. Острая ситуация в Мотыгинском и Северо-Енисейском районах, трассу Кодинск – Братск, соединяющую край с соседней Иркутской областью, называют самой «убитой» в России.
Евгений Дитрих: Красноярску, как и другим регионам, Российская Федерация помогает приводить дороги в нормативное состояние. По условиям соглашений, подписанных Росавтодором с регионами, они должны составить программы приведения дорог в нормативное состояние. И сейчас мы добиваемся, чтобы эти программы были опубликованы.
На сайте Росавтодора размещена информация о мониторинге выполнения работ регионами. Вы можете увидеть фотоотчеты или выехать на место и посмотреть. И если работы выполняются некачественно, не вовремя, не запланированы на тех участках, где есть наибольшие проблемы, каждый гражданин может об этом сообщить в форме обратной связи. Мы обобщаем все поступающие замечания и предложения и будем рекомендовать регионам, куда направить усилия.
В Ростове-на-Дону в прошлом году очень поздно начали ремонтировать дороги. В итоге асфальт клали в снежную погоду. В администрации тогда ссылались на то, что деньги очень поздно пришли. Неужели причина в этом?
Евгений Дитрих: Должен сказать, что в этом году власти региона проводят работы несколько лучше. Средства до них доведены, контракты заключены, они уже приступили к производству работ по отдельным участкам и обещают закончить не позднее сентября, чтобы никакой снег или дождь не помешали.
Но особо отмечу, что предупредил все регионы относительно качества и сроков выполнения дорожных работ. Подведомственные Росавтодору управления федеральных дорог на местах будут контролировать работы, которые финансируются с участием федеральных средств.
Эти средства – плата за проезд грузовиков в системе «Платон» по федеральным трассам, мы не направили их на финансирование федеральных дорог, как это было предусмотрено при создании системы, а отвлекли на региональные. У нас 25 субъектов – получателей трансфертов из федеральной казны (в том числе 7 городов получат трансферты напрямую).
Если получатели федеральных средств не будут соблюдать технологии, укладываться в сроки, мы накажем их, вернем эти деньги в бюджет и будем выносить предписания. Почему половина получателей сегодня уже близка к тому, чтобы завершать работы, а остальные нам рассказывают, что им поздно довели деньги? Все в одной лодке. Все в одних условиях. Но у одних получается, у других – нет. Наверное, это не только проблема доведения денег, но и организация работы на местах. Вот с этой проблемой и продолжим бороться.
Кроме ремонта деньги от проезда фур по федеральным трассам хотели пустить на новые дороги. Есть проект по прокладке аваро-кахетинской дороги по маршруту Махачкала – Тбилиси по территории четырех районов Дагестана. Хотелось бы узнать, насколько реально строительство этой дороги?
Евгений Дитрих: Проект достаточно амбициозный, мощный. Насколько знаю, планируются проектные работы, которые должны показать, каким образом трасса будет проходить и сколько стоить.
Но уже ясно, что прокладка дороги в горной местности – дорогостоящий проект. Однако если этот маршрут будет востребован и люди готовы, можно предложить создать дорогу на основе государственно-частного партнерства и в дальнейшем эксплуатировать с взиманием платы.
Справедливо ли средства от «Платона» передавать на строительство платных дорог?
Евгений Дитрих: Первоначально, когда проект «Платон» вводился, средства предполагалось пускать на ремонт мостов: больших, малых, ветхих, аварийных, уникальных.
На эти цели мы направили 12 миллиардов рублей в этом году. Деньги получили 19 регионов.
И второе направление средств от системы «Платон» – на проекты государственно-частного партнерства. Недавно правительство одобрило методику отбора проектов, которые будут финансироваться за счет средств от «Платона». И думаю, в будущем году мы такие проекты увидим. Готов Хабаровск, на подходе Новосибирск, Петрозаводск и другие регионы.
Можно ли предположить, что часть денег от «Платона» в 2017 году пойдет все-таки на бесплатные дороги и их ремонт?
Евгений Дитрих: В условиях ограниченного бюджета мы должны искать возможности для привлечения инвесторов. Кстати, практика государственно-частного партнерства может предусматривать и бесплатность дорог для пользователя. Инвестор вкладывает деньги в строительство, ремонт. А государство после завершения проекта возмещает ему затраты в течение нескольких лет.
Спустя какое-то время – 20, 30, 40 лет – затраты окупаются. При этом инвестор может содержать дорогу и тоже получать за это определенный процент. А пользователь получает возможность проехать там, где еще вчера дорог не было. Будем развивать все формы ГЧП.
Главное, чтобы из зимы дороги не выходили в таком плохом состоянии, как сейчас. Вы как-то поощряете технологии, которые улучшают качество ремонта?
Евгений Дитрих: К концу года должны быть изменены нормативы содержания и ремонта федеральных трасс, в которых будет заложена возможность удлинять сроки до 18 лет для ремонта и до 24 лет для капремонта.
Но самое главное – будет нормативно заложен принцип: даже если срок пришел, но дорога в нормальном состоянии, не нужно проводить масштабных работ. Зачем каждый год перекладывать асфальт, если он не изношен? Такой подход даст экономию, уже сегодня мы видим 5-7 процентов и больше. По этому образу и подобию, как правило, и регионы переделывают собственные нормативы.
Минтранс подготовил пакет документов о корректировке правил содержания дорог, в чем его суть?
Евгений Дитрих: Он ориентирован на расширение практики применения более простых, более дешевых технологий ремонта дорог.
Речь идет о случаях, когда не нужны «слоеные пироги», которые предусмотрены в теле дороги, с основанием из четырех разных фильтрующих слоев, а нужна дорога до поселка, по которой можно было бы проехать. Например, положить асфальтовую крошку, которую сняли с федеральной дороги, и утрамбовать ее с битумом вяжущим. Пакет наших поправок предполагает эти возможности. Сделали даже норматив по дорогам с низкой интенсивностью движения, который позволяет экономить до 40 процентов стоимости. Убедим коллег из минстроя внести его в реестр обязательных и будем рекомендовать использовать.
Но такая дорога не выдержит нагрузки большегрузов, как проследить, чтобы они там не ездили?
Евгений Дитрих: В прошлом году в Приморском крае упали несколько мостов на региональных дорогах, в том числе потому, что по изношенным сооружениям шли грузовики, которые везли сверхнормативный груз. Мосты просто не выдержали этого.
Если на дороге стоит знак с запретом движения с определенными нагрузками, нужно контролировать, чтобы этот запрет соблюдался. Штрафы за перевес, перевозку сверхнормативного груза без получения специального разрешения значительные: до 500 тысяч рублей за каждый случай такого нарушения.
Сейчас в России создается система, которая исключит движение грузовиков со сверхнормативной нагрузкой по автомобильным дорогам. Есть задача сделать ее автоматической, когда грузовик фотографируют, взвешивают, передают информацию в центр и там, если действительно есть перевес, выписывают «письмо счастья» владельцу.
Мы еще обсуждаем с экспертами, как будет выглядеть система в конечном виде, как синхронизировать работу стационарных и автоматических пунктов весового контроля. Но совершенно ясно, она должна быть единая, чтобы потоки машин, которые едут с перегрузом, не уходили на региональную сеть. Федерация, думаю, здесь будет примером, а потом подтянутся и регионы. К концу года проект такой системы мы покажем.